Архив:

Миллион за Чернобыль

О ликвидаторах чернобыльской катастрофы традиционно говорят раз в году - 26 апреля. Остальное время об этих людях стараются не вспоминать, будто ничего и не было. Между тем два-три месяца работы в зоне радиационного заражения дорого обошлись: к сегодняшнему дню немало ликвидаторов получили I-II группу инвалидности. Эти люди получают пенсии, однако размер пособий, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Действительно, пенсии, назначенные в своё время государством, существенно съёжились из-за постоянной инфляции, а применяемых компенсационных выплат не хватает даже на элементарное лечение. Лучевая болезнь медленно, но верно делает своё - люди уходят, так и не дождавшись справедливости.

- Похоже, что органы соцзащиты насчитывают компенсационные выплаты так, как считают удобным для себя, - говорит адвокат Дмитрий Уфимцев. - Между тем Конституционный суд дал по этому поводу чёткие разъяснения, но ответственные органы не очень-то торопятся с их применением.

Поэтому трое ангарских «чернобыльцев» обратились за справедливостью в суд. Разбирательство длилось два года. Представители органов соцзащиты и Роструда упорно отказывались признать исковые требования. Ссылались на судебный процесс 2004 года - вам же тогда чуток прибавили! Мол, неужто всё мало? Дошло до того, что инвалидов обвиняли в... желании нажиться на своей беде!

- Во время судебных споров сложилось такое впечатление, что ответчики получили распоряжение сверху: стоять до последнего! - рассказывает Дмитрий Уфимцев. - Процесс был непростым. За основу исковой суммы бралась зарплата человека на момент работы в Чернобыле, даже если ликвидатор трудился в очаге радиационного заражения меньше месяца. Эта сумма умножалась на коэффициенты инфляции. В итоге получалось, что размер только разовой компенсационной выплаты переваливал за миллион рублей! А такие деньги ох как не хотелось отдавать! И это притом, что государство предусмотрело в бюджете средства как раз на эти цели...

В каждом конкретном случае юристам адвокатского кабинета Уфимцева пришлось проделать разностороннюю изыскательскую работу, ведь суд принимает в качестве доказательств только документально подтвержденные факты. А попробуйте-ка отыскать «чернобыльские» приказы 1986 года о назначении, например, бульдозериста на должность экскаваторщика!

Многие организации той поры к сегодняшнему дню просто прекратили своё существование, их архивы либо утеряны, либо уничтожены.

- Были трудности и в доказывании причинно-следственной связи между работой в Чернобыле и утратой трудоспособности, - продолжает адвокат. - Ведь медицинские данные о том, где человек подвергся облучению, были строго засекречены. Поэтому пришлось использовать медицинскую экспертизу - брать соскоб эмали зубов. Оказывается, именно она хранит данные о радиационном облучении.

В финале процесса ангарские судьи Ирина Ягжова и Светлана Тройнина вынесли решение: иски ликвидаторов удовлетворить частично. В материальном выражении «частичность» выглядит так:

- суд обязал ответчиков выплатить истцам «недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, при работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» в размере миллиона рублей плюс назначение ежемесячной пенсии в размере 18 тысяч рублей. Как сообщили участники судебного процесса, деньги они уже начали получать.

- Этот миллион здоровья мне уже не вернёт, - сказал один из ликвидаторов, ставший инвалидом первой группы. - Хоть детям эти запоздалые деньги от государства останутся...

Казалось бы, справедливость восторжествовала. С одним «но»: суд признал правоту лишь троих ангарчан, потерявших своё здоровье в Чернобыле. Ангарский Союз участников ликвидации аварии на ЧАЭС объединяет свыше 30 человек. А срока давности по компенсационным искам нет.

- Любой ангарчанин, получивший до 2001 года инвалидность в связи с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, может обратиться за юридической помощью в наш адвокатский кабинет, - говорит Дмитрий Уфимцев. - Увы, в каждом конкретном случае потребуется доказывать свою правоту только через судебный процесс. Практика показала, что шансы на успешный исход дела весьма велики, судебные прецеденты в нашем городе уже созданы. Мы готовы помочь людям пересмотреть минимальный размер пенсионного пособия и добиться компенсационной выплаты.

Действительно, если государство не спешит отдавать свои долги, надеясь на молчание тех, кто по его призыву отправился укрощать разбушевавшийся «мирный атом», остается только один путь - доказать, что ликвидаторы страшной аварии могут постоять за свои права.

Владимир Хмыльников

Источник: liveangarsk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ