Архив:

Три в одном

Что делать с соцпакетом?

Перипетии, постоянно происходящие с так называемым «соцпакетом», который входит составной частью в федеральную выплату инвалидам (их финансирует казна РФ), можно было бы назвать комическими, если бы это не ударяло по получателям данной «прибавки» к пенсии.

Напомню, что соцпакет для инвалидов появился еще в бытность министром здравоохранения и социальной политики Михаила Зурабова. Как объясняли идеологи той реформы, соцпакет содержит в себе средства на лекарственное обеспечение, на санаторно-курортное лечение и на проезд в пригородном железнодорожном транспорте (электричке). То есть, грубо говоря, в соцпакете на эти цели заложены сущие копейки, а получатель должен иметь «в натуре» и лекарства, и путевку в санаторий, и билет на электричку в том случае, если соцпакет вычтут из положенной пенсионеру доплаты.

Получилось как всегда - многие помнят, как волнообразно возникали и потухали скандалы с льготным обеспечением лекарствами. В цепочке «инвалид - врач - аптека» не виден поставщик, или бюджет, или заграничный контрагент. В средствах массовой информации долго выясняли, кто за что отвечает, почему инвалид не может получить жизненно необходимое лекарство, если он отдал государству свой соцпакет. Зато в любых схемах, где возникали бюджетные средства, оказывалось множество посредников, так или иначе связанных с «рулевыми» реформ, включая фармацевтические фирмы самого Михаила Зурабова (Прим. - об этом в своё время писала «Новая газета»).

Не получая нужных препаратов и в большинстве случаев не нуждаясь в бесплатном проезде в электричке, инвалиды настойчиво стали требовать, чтобы им выдали соцпакет в виде денег. Но здесь начались препирательства, когда и как инвалид может отказаться от соцпакета - да, можно деньгами, но только по письменному заявлению, поданному не позже 1 октября текущего года на год предстоящий. Потом началась «катавасия», когда люди, уже вроде бы отказавшиеся от соцпакета, на второй год опять переводились на прежнюю схему, потому что отказываться, оказывается, нужно было каждый год снова. Короче, людей совсем замучили.

Примерно то же самое вышло с санаторно-курортным лечением - путевки давали только на межсезонье. И за теми надо было еще ходить и ходить. Мне известен случай, когда пенсионер уже два года выхаживает положенную ему путевку в санаторий.

Накануне нового 2011 года теперь уже новый министр Минздравсоцразвития г-жа Голикова опять преподнесла «подарок» инвалидам России. Во-первых, министр объявила, что стоимость соцпакета для льготников увеличится в 2011 году с 705 до 952 рублей, то есть более чем на четверть (правда, не уточнила, когда это должно случиться). Далее Татьяна Голикова сообщила, что общий объем субвенций, которые будут перечислены в регионы для лекарственного обеспечения льготников, составит в будущем году 41,3 млрд рублей. Министр напомнила, что президент России подписал 8 декабря федеральный закон, который предусматривает разделение медицинской части соцпакета на лекарственное обеспечение (543 руб.) и на санаторно-курортное лечение (84 руб.). Согласно этому закону льготники имеют право подать заявление в Пенсионный фонд по месту жительства и уточнить, хотят ли они оставить за собой и лекарства, и санаторные путевки, либо отказаться от получения чего-либо в пользу денежных выплат. Заявление можно подать до 1 апреля 2011 года, скорректировав предоставление льгот в новом году. Об этом сообщала «Российская газета» 20 декабря 2010 года.

Многие ли из инвалидов следят за изменениями законодательства по «Российской газете»? Правда, в той «макулатуре», которую приносят им от депутатов в почтовые ящики, многие всё же нашли информацию о разделении соцпакета, теперь уже на три части (раньше лекарства были вкупе с санаторием, отказываешься от одного, теряешь другое). И пошли в отделы ПФР.

Как позволяют судить данные, полученные при опросе федеральных льготников, ситуации у каждого конкретного получателя разные оттого, что нет единообразия в части нужд инвалидов. Так, женщина - инвалид по зрению, прежде отказывавшаяся от соцпакета, не получая нужных лекарств по льготе, сейчас задумалась. На практике она тратит на необходимый ей набор из трех препаратов в полтора раза больше, чем ей возвращается в виде «лекарственной составляющей» соцпакета. Так что очевидно, что лучше взять «натурой», то есть оставить государству 543 рубля (столько приходится на лекарственную часть соцпакета).

Однако консультации, которые она провела с лечащим врачом, оставили её в недоумении: доктор заявил, что ему выделяют нужные женщине препараты строго по лимиту (Прим. - всего 11 упаковок) и менять эту квоту он может незначительно только два раза в год, в октябре и в начале лета. Значит, эта женщина-инвалид может просто не попасть в этот ограниченный круг и остаться и без денег, и без лекарств. И никто ей ничего здесь не гарантирует.

Другой случай. Инвалид 3-й группы до января этого года исправно получал в аптеке нужные лекарства, а в январе получил отказ. Провизор объясняет, что нужные ему препараты проходят госрегистрацию. Вот тебе раз, возмущается получатель, а что поставщики или кто там заведует лекарственным обеспечением, они не знали, что за декабрем следует январь и что людям эти препараты нужны не через месяц, а ежедневно?! Тот же пенсионер на вопрос, пользуется ли он санитарно-курортным лечением, ответил отрицательно, добавив, что от одних хлопот больше здоровья потеряешь, хотя ему курорт и не противопоказан.

Ещё одна история напрямую касается исполнительской дисциплины органов ПФР. Получатель оказался из тех, кто был прямо заинтересован в новации - в отношении курорта у него имеются противопоказания, а лекарства очень нужны. До последнего времени, отказываясь от одного, он терял право и на другое. Теперь же пенсионер решил потребовать, чтобы 84 рубля (за СКЛ) ему присоединили к денежной компенсации за электричку. Не тут-то было! В Первомайском отделе ПФР инвалиду сначала отказала рядовая сотрудница, сославшись на то, что гражданин якобы обратился слишком поздно, отказываться надо было до 1 октября прошлого года. Как же так, возмущается человек, вот же сказано, что до 1 апреля 2011 года. Да и как мы знаем, сам закон об этом был подписан только 8 декабря. Наш ходатай не поленился и дошёл до начальника отдела. Но та тоже отказала, правда уже с другой формулировкой - «вы неправильно читаете»!

На мой звонок руководителю Первомайского отдела ПФР Надежде Даниловой с вопросом о судьбе заявления данного просителя я неожиданно получила краткий ответ: его заявление удовлетворено, рассмотрено положительно. А почему же сначала отказали? Мы были не правы, комментарий был написан некорректно - ответили мне на том конце провода. Между тем сколько человек, рассуждает мой собеседник, ушли махнув рукой - отказали и всё! Он же считает, что практически ничего не сделано Пенсионным фондом для доведения достоверной информации непосредственно до получателей соцпакета. Может быть, случайно, а может быть, и нет.

Надежда Гладыш

Источник: dayudm.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ