Архив:

Свобода движения. В воде

У входа в квартиру семьи Шевченко в Киеве - необычный трехколесный велосипед раз в пять больше обычного «Гнома». В коридоре лежат детские ортопедические скобы. Только с помощью этих приспособлений девятилетняя киевлянка Анна Шевченко может ходить и колесить по парку, как все остальные дети. У нее врожденное заболевание spina bifida, или порок развития позвоночника, в результате которого ноги практически ее не слушаются - она лишь слегка может двигать правой ногой.

Несмотря на заболевание, Анна ходит в обычную школу и серьезно занимается плаванием. В этом ей помогают родители, которые видят возможности там, где другие видят препятствия. По сравнению с другими детьми-инвалидами в Украине, которых, по словам социальных работников, часто бросают отцы, Анне повезло.

Комната Ани, единственного ребенка в семье, напоминает комнату девушки, одержимой желанием похудеть - здесь и шведская стенка, и гантели, и мяч. «А это дедушка смастерил», - говорит мать Ани, 33-летняя Ольга, указывая на доску, с помощью которой Аня качает пресс. Ей лишний вес точно не грозит - ежедневно она тренируется по часу: три дня в неделю дома с отцом, один раз - с терапевтом, трижды - тренировки в бассейне. Аня мечтает завоевать медаль на Паралимпийских играх. Для этого у нее впереди семь лет, ведь в ряды паралимпийцев принимают только с 16 лет.

«Год назад она плыла 50 метров за 2 минуты 48 секунд, а теперь за 1 минуту 44 секунды, то есть на минуту улучшила результат», - гордится Анин папа Сергей Шевченко.

Родители приучали Аню к спорту с двухлетнего возраста. Но серьезно заниматься плаванием она начала чуть больше года назад, и уже добилась определенных успехов. «Год назад она плыла 50 метров за 2 минуты 48 секунд, а теперь за 1 минуту 44 секунды, то есть на минуту улучшила результат», - гордится Анин папа, 34-летний Сергей Шевченко, работающий курьером.

Каждые выходные Аня едет в бассейн «Юность» заниматься с тренером.

«Она за год из ребенка, который не плавал правильно ни брассом, ни кролем, сейчас плывет очень хорошо, - характеризует Аню тренер Юлия Есипенко, 41. - Она старательная и все очень быстро схватывает».

Одетая в зеленый купальник и шапочку с надписью «Ukraine», Аня выполняет задание тренера - проплыть 35 бросков в 25-метровом бассейне. «Аня из девочек самая перспективная. Некоторые родители не знают [о возможностях таких детей], а некоторые просто держат дома, потому что не хотят возиться», - говорит Есипенко.

Жалость в нашем случае - плохой попутчик. Ребенка нужно любить и дать ему закалку на всю жизнь»,- терапевт Татьяна Зотова.

В группе, где тренируется Аня, 11 человек. Одна из них - семилетняя девочка с тяжелой формой ДЦП, она приходит плавать вместе с мамой. Инна Винникова и ее дочь оказались в ситуации более характерной для большинства семей с детьми-инвалидами в Украине. «Ее отец нас бросил, - говорит Винникова. - Ее брат-двойняшка умер, и теперь мы втроем: я, дочка и бабушка».

Бывший супруг Винниковой оставался с семьей, пока была надежда, что их дочь сможет ходить, а когда понял, что этого не произойдет, предлагал сдать ребенка в интернат. «Это для меня, как руку отрубить. Я ему сказала: «Ты сможешь? Я не смогу»», - вспоминает Винникова и добавляет, что бывший супруг даже стеснялся возить дочь в инвалидной коляске.

Семья Шевченко воспитывает дочь вместе, «и в бассейн Аню мы всегда везем вместе», говорит Ольга. В молодости она также занималась плаванием, но для дочери вода значит намного больше - это единственное место, где Аня свободно передвигается. Чтобы ходить, ей нужны специальные аппараты стоимостью 15 000 гривен, которые нужно менять два раза в год. Их производят в Украине. Благо, государство дает их бесплатно, так как ежемесячная социальная помощь детям-инвалидам составляет в среднем 760 гривен.

Поскольку мать Анны, Ольга, жила в Припяти до взрыва на Чернобыльской АЭС, семья получает дополнительную помощь на лечение ребенка. «Есть вероятность, что радиация спровоцировала болезнь», - говорит терапевт Татьяна Зотова, которая занимается лечебно-профилактической физкультурой с Аней с двух лет.

Во время тренировок Зотова рассказывает Ане истории о художниках, учит с ней стихи классиков и фразы на английском языке. «Когда нужно делать сложные упражнения, Аня читает вслух стихи -и ей проще, - рассказывает Зотова. - Мозг, как мышцы, не должен быть без движения, - считает терапевт. - Жалость в нашем случае - плохой попутчик. Ребенка нужно любить и дать ему закалку на всю жизнь».

Наталья Горбань

Источник: kyivpost.ua