Архив:

Как передвигаться инвалидам в городе и что необходимо изменить для снятия барьеров

На этой неделе бурное обсуждение в обществе вызвала скандальная ситуация в Санкт-Петербурге, где по устному распоряжению начальника метрополитена в подземку отказывались пускать инвалидов колясочников. Это вообще, к сожалению, одна из таких жестоких черт всего нашего общества – людей с ограниченными возможностями ограничить еще больше, чтобы их вообще видно не было, хотя в Росси инвалид – каждый десятый. И все это накладывается на вечный синдром начальников, которые вообразили, что они не для людей работают, а несут некую сакральную функцию по распоряжению государственным имуществом, ведь людишки в таких случаях только мешают работать.

Студентка Северо-Западного института печати Евгения Гурова теперь все больше вынуждена осваивать наземный общественный транспорт. Заехать на коляске даже в специальный низкопольный троллейбус – проблематично. Водители не подъезжают близко к тротуару и не откидывают специальный пандус. Да и ходят такие троллейбусы по ее маршруту крайне редко. Поэтому и ездила раньше только на метро.

"Я выхожу из дома на три часа раньше, чем обычно, потому что планирую так, что если я приеду на троллейбусную остановку и простою минут 40 и ничего так и не придет, то чтобы мне успеть дойти пешком до института", - рассказывает Евгения. Теперь – только так, после того как в Петербурге инвалидам-колясочникам запретили спускаться в метро.

Один из сотрудников метрополитена, преградив путь, объяснил Евгении, почему для нее этот транспорт теперь недоступен. По его словам, существует "официальный приказ", в котором указано, что эскалатор не предназначен для "транспортных средств с большими колесами". В руководстве Санкт-Петербургского метрополитена объяснили такой запрет заботой о безопасности пассажиров, включая и самих инвалидов-колясочников. И то, что раньше их пускали в метро, как оказалось, было просто нарушением правил.

Студентка из Мадрида Джоанна Оспина каждый день по дороге на учебу спускается в метро на специальном лифте. Чтобы доехать до университета, ей не нужен сопровождающий. На платформе для инвалидов-колясочников – специальные места для посадки, в вагоне – специальные двери, в которые другие не заходят и также не занимают место для инвалидных колясок. В метрополитене Мадрида, как и в самом городе для людей с ограниченными возможностями, предусмотрено практически все. Лифты есть на большинстве станций метро. Туда, где их нет, легко добраться на автобусе, который специально наклоняется, чтобы было удобно заезжать, и автоматически подает и убирает пандус.

До такого уровня далеко и Москве, и Петербургу, да и многим европейским городам, не говоря уже российских. Ведь чтобы оснастить лифтами действующие станции метро, например, в Москве, потребуются миллионы долларов, говорят специалисты метрополитена.

В новосибирском метро, когда начали искать выход, а, вернее, вход для инвалидов-колясочников, купили специальное устройство. Правда, одно на 13 станций. И для того, чтобы им воспользоваться, инвалиду нужно заранее позвонить и предупредить о том, что он собирается ехать. А на станции сотрудникам метрополитена - остановить эскалатор, что в условиях большого пассажиропотока недопустимо.

Гарри Майзель показывает устройство, которое собирают на его предприятии, специализирующимся на оборудовании для людей с ограниченными возможностями. Этот, как его здесь называют, мини-трактор похож на тот, что в Новосибирске, только для его использования в метро вовсе не нужно останавливать эскалатор, чтобы безопасно спустить или поднять инвалида-колясочника. И проблема, кажется, решается просто и не так затратно.

Но еще в 2005 году, когда Гарри Майзель, директор специализированного предприятия, предложил руководству Московского метрополитена упростить доступ инвалидов в метро, его внимательно выслушали, посмотрели - и отмахнулись. "Я беседовал с начальником станции, потом вышел на Гаева, на его технический отдел - не интересно, никому не надо, скучно и не интересно; в Питере просто издали приказ о том, чтобы не пускать инвалидов в коляске в метро; проще издать такой приказ, чем сделать, чтобы их пустить", - рассказал Майзель.

Специальным лифтом в Петербурге оборудована только одна станция метро - "Парнас". И получается, что спустившись в подземку, ехать просто некуда - подняться на других станциях не получится.

В Москве лифты есть на 5 станциях подземки. Все на одной ветке - Арбатско-Покровской. И, конечно же, тоже далеко не уедешь. Но даже здесь, как выяснилось, для инвалидов-колясочников есть барьеры. Чтобы открыть дверь и спуститься на станцию "Славянский бульвар" на лифте, необходимо или иметь билет, который опять-таки продается внизу, или иметь карту москвича. Оказавшись на перроне, инвалиду-колясочнику придется столкнуться еще с одной проблемой - заехать в вагон – слишком большая разница между высотой перрона и вагона поезда. Брать препятствие необходимо с разгона, иначе никак.

И все эти проблемы – на станции, которую изначально проектировали и оборудовали для инвалидов. И это далеко не редкость, когда лифты, пандусы и спуски оказываются непригодными.

Георгий Безбородов создал специальный сайт "Барьеров.нет", на котором сами инвалиды отмечают, где в крупных городах для них есть действительно доступные места. "На данный момент в Москве отмечено на нашей карте 448 объектов, доступных для инвалидов, из них 170 магазинов, 78 кафе и ресторанов, но хуже всего, конечно, обстоит дело с транспортной инфраструктурой, то есть куда сходить есть, но как туда добраться - самая большая проблема", - рассказал Безбородов.

Именно поэтому - добраться куда-либо на коляске самостоятельно и без транспорта очень сложно – постоянно приходится искать пути объезда, просить помощи у прохожих, чтобы спуститься в подземный переход. Поэтому люди на инвалидных колясках в городе почти не встречаются, многие просто не выходят из дома.

В клубе в одном из районов Москвы инвалиды-колясочники часто собираются поиграть в бильярд. Устраивают турниры. Но таких мест в Москве не так много и приезжают туда в основном только те, у кого есть свой автомобиль. Можно воспользоваться и социальным такси. Правда, заказывать его необходимо за несколько дней, а то и недель. В Екатеринбурге, закупив специально оборудованные "ГАЗели", уже признаются, что с заказами не справляются. Наземный общественный транспорт и метро для инвалидов здесь также фактически не доступны.

В Санкт-Петербурге, где первыми запретили пускать инвалидов в метро, первыми же и заявили о том, что намерены внедрить некое устройство для спуска и подъема инвалидов-колясочников. Когда же метро будет оборудовано им - пока не ясно. Поэтому Евгения Гурова надеется только на себя - планируя свою поездку в институт по-прежнему с трехчасовым запасом.

Один лифт на 800 000 инвалидов

Евгений Баин из Санкт-Петербурга тоже рассказывает, что 18 июня его не пустили на станцию метро, когда он спускался туда с сидящей в инвалидном кресле женой Натальей. «Нам сказали, что вход на эскалаторы для нас теперь закрыт по распоряжению руководства. Скоро, наверное, нам нельзя будет появиться на улице, раз она не обустроена подходящим образом», - пишет он в своем блоге.

Все началось с устного указания начальника петербургского метро Владимира Гарюгина, которое было передано всем сотрудникам 15 июня: «Больше никаких инвалидов на эскалаторах!» Гарюгин, как вы понимаете, опасается падения инвалидного кресла на эскалаторе, что чревато серьезными последствиями... В результате всех инвалидов северной столицы (800 000 человек) просят входить и выходить на станции Парнас, которая оборудована единственным в городе подъемником.

Эта история о «нежелательных элементах» в метро очень быстро наделала шума в блогах и СМИ. Известный петербургский правозащитник Алексей Козырев лично занялся этим вопросом. Он призвал установить подъемники и поручни на всех станциях метрополитена. Поручни еще куда ни шло, но поставить подъемники «невозможно, как по техническим, так и финансовым причинам», ответили в руководстве метро.

Рассчитывать на немедленное переоборудование станцией, разумеется, не приходится, и инвалидам остается только запастись терпением. Тем временем они все еще могут ездить на автобусах и трамваях, хотя ни те, ни другие для этого не приспособлены. Остается лишь оплачиваемое соцслужбой такси, но с учетом того, что в месяц им позволено сделать не более четырех поездок, перемещаться по городу им становится крайне затруднительно. Остаться без доступа в метро для студентки Евгении - настоящая катастрофа, особенно во время сессии.

Но как сделать города более приспособленными для инвалидов? За последние несколько лет (в первую очередь московские) власти сделали несколько шагов в этом направлении, оборудовав подземные переходы и ряд станций метро. Тем не менее, ездить по городу в инвалидном кресле по-прежнему довольно проблематично.

«В Москве на улице практически невозможно увидеть людей в инвалидном кресле. У них другого выбора, кроме как сидеть дома, потому что снаружи для них ничего не приспособлено, это кошмар», - объясняет заместитель главного редактора еженедельного издания «Большой город» Екатерина Кронгауз. Летом 2009 года она и ее друзья провели акцию на инвалидных креслах на Кутузовском проспекте, который давно подмяли под себя правительственные кортежи и жители престижного района Рублевка. Они требовали, чтобы «город был доступен для всех».

Это собрание получило лишь небольшой отклик в СМИ. Екатерину приняли в мэрии, но дальше дело не пошло. В то же время, когда активисты решили повторить его летом 2010 года, на Кутузовском проспекте их уже ждали члены созданного прокремлевской партией «Единая Россия» движения «Молодая гвардия». «Они хотели отвлечь на себя внимание и расхаживали перед камерами», - рассказывает Екатерина. Тем не менее, ее сторонники не лишились боевого духа и планируют провести следующую акцию в августе. «Очень важно привлечь внимание общественности к этой проблеме, изменить отношение людей», - считает она.

Между инвалидами и транспортниками сложились довольно непростые отношения. Так, 30 июня 2008 года Наталью Присецкую сняли с рейса Москва-Владикавказ из-за того, что с ней не было сопровождающего, хотя ее инвалидное кресло было оборудовано электромотором. Она подала иск в суд, который признал правоту ее жалобы.

Тем не менее, в Российской Федерации все же есть один единственный город, где все предусмотрено для инвалидов. Речь идет о расположенной на берегу Каспийского моря Махачкале, столице республики Дагестан. Объяснение такой ситуации предельно просто: мэр города Саид Амиров сам сидит в инвалидном кресле. Этот маленький приветливый человек (как полагается, член партии «Единая Россия») пережил в прошлом 15 покушений. После последнего из них, 14 лет назад, он потерял возможность ходить. С тех пор он делает все для инвалидов.

Евгений Лямин, Мари Жего (Marie Jégo)

Источник: 1tv.ru, inosmi.ru