Архив:

И еще раз о "сокращении поголовья инвалидов на Кубани"

Бабушка девочки с ДЦП скандалит с медиками и чиновниками, вместо того чтобы кормить ребенка и ухаживать за ним

За историей двухлетней Виолетты Арюткиной из станицы Каневской следила вся страна. После того как бабушка девочки пожаловалась в благотворительный фонд «Создание» на то, что ее внучке краевые медики отказываются давать справку об инвалидности, ссылаясь на негласный приказ губернатора «сокращать поголовье инвалидов», письмо женщины тут же стали обсуждать в блогах.

В этом доме и живут Арюткины. Денег на ремонт нет, зато на спутниковую тарелку насобирали

- Раньше Виолетта была абсолютно здоровым ребенком, но потом вдруг стала как-то странно ходить - приволакивать правую ножку, - рассказывает бабушка девочки Анна Арюткина. - Мы отвели ее к врачу, и невропатолог из детской больницы поставил ей диагноз «ДЦП» (задержка психического и умственного развития. - Прим. авт.). А мы как раз собирались устраивать внучку в садик, но с таким-то диагнозом ее там точно не возьмут. Нам было бы удобно отдать девочку в сад, тогда бы ее мама устроилась на работу, а у нас в семье появились деньги. Мы пошли в каневской отдел медико-социальной экспертизы (МСЭ), чтобы внучке оформили инвалидность. На деньги, которые выделяет государство больным, можно было бы лечить девочку. Но там нужную справку выдавать отказались и отправили нас в Краснодар на комиссию. Уже в крайцентре председатель комиссии выгнала меня из кабинета и осталась с моей дочерью Машей и внучкой. Там им сказали, что существует какой-то внутренний губернаторский указ «сокращать поголовье инвалидов», чтобы не портить статистику, и отказали в выдаче документов.

Когда об этой истории узнал глава края, тут же поспешил прокомментировать ситуацию.

- Бред чудовищный. Проблемой этой семьи займусь лично. После такого обвинения это уже дело чести, - написал в своем «Твиттере» Александр Ткачев.

Арюткиных и медика, который якобы и заявил о «сокращении поголовья инвалидов», нашли сразу. После громкого скандала в дом к семейству тут же нагрянули районные и краевые чиновники, представители здравоохранения во главе с вице-губернатором Кубани Галиной Золиной. Приехала и та самая сотрудница МСЭ, которую бабушка двухлетней девочки обвиняет в хамском отношении к ней. Пока чиновники общались с бабушкой и мамой малышки, Виолетта рассекала на велосипеде по небольшой комнате, которая, судя по разбросанным по углам вещам, давно не убиралась. Сразу и не скажешь, что этот активный и жизнерадостный ребенок страдает страшным заболеванием - детским церебральным параличом. О том, что с крохой что-то не так, говорит лишь то, что она немного приволакивает правую ножку и ходит на носочках.

Двухлетняя Виолетта - энергичный и жизнерадостный ребенок

- Мы не могли вам такого сказать, - ответила сотрудница МСЭ, когда бабушка Виолетты стала жаловаться вице-губернатору на нее. - Мы-то с вами обе знаем, кто прав в этой ситуации, и я не пойму, зачем вы такое придумали?

Но Анна Арюткина уже никого не слушала и начала ругать медиков за то, что они не хотят оформлять ее внучке инвалидность.

- Я буду писать жалобу в федеральный Фонд МСЭ, который находится в Москве, раз здесь нет никакого дела до моей внучки, - размахивала руками женщина. - А если понадобится, попрошу помощи у благотворительного фонда «Созидание», они мне уже помогали с лечением младшего сына, не оставят в беде и на этот раз.

Мы решили разобраться в этой истории и выяснить, действительно ли двухлетняя Виолетта нуждается в инвалидности, как относятся местные власти к семье Арюткиных и почему им не выдают нужные документы, и поехали в Каневскую.

1200 рублей в месяц

Деревянный домик с облупившейся краской на стенах, в котором обитают Арюткины, кажется вот-вот рухнет - так давно он не видел ремонта. Здесь, если верить бабушке крохи, на 1200 рублей в месяц - выплата по инвалидности для ее младшего сына - и живут все: она с дочерью и сыном и маленькая Виолетта.

У покосившегося крыльца нас встретил крепкий парень в шортах и черной майке - младший сын Анны Арюткиной, 17-летний Дима.

- Ма, там к тебе пришли, - басом позвал он женщину.

Из дома, на ходу поправляя прическу, выбежала Анна Владимировна.

- Виолетточка, выходи, фотографироваться будем, - заглядывая внутрь комнаты, крикнула бабушка девочки. К журналистам здесь уже привыкли, а свою историю, как заученное стихотворение, Анна Владимировна готова повторять сколько угодно. Из темноты дома появилась сама «виновница торжества» - кудрявая кроха в одной маечке с измазанным личиком. Малышка встала на пороге и стала позировать перед камерой, а потом умчалась бегать по двору. Следом за ней вышла мама девочки - 20-летняя Мария.

- Вот, посмотрите, эту ортопедическую обувь нам сделали бесплатно в Краснодаре, - бабушка девочки вынесла из дома крохотные красные сандалики.

Оказалось, что после скандала районные власти выделили машину и отвезли малютку в крайцентр, где с ее ножки сняли мерки и сшили две пары ортопедической обуви.

- Пока я возил девочку и ее бабушку с мамой, кроху ни разу не покормили и не дали ей воды, а на улице было очень жарко, - рассказал нам после водитель, который практически весь день провел с семьей. - Мать и дочь обсуждали планы на будущее, а я тем временем сходил в магазин, купил воды и дал попить Виолетте. Девочка не отказалась и жадно припала к бутылке. А то, что совершенно посторонний человек напоил малышку, ее родственников ничуть не смущало.

- Я одна тяну сына, дочь и внучку, - поставленным голосом продолжила женщина. - И для меня самое главное сейчас, чтобы Виолетта была здоровой. Но денег на ее лечение у нас нет. Если бы можно было оформить инвалидность для нее хотя бы на год, мы бы смогли поставить внучку на ноги.

- А почему вы не устроитесь на работу? - спрашиваю у Анны Владимировны.

- Да как же сынок без меня? У него опухоль носоглотки, от этого постоянные головные боли и кровотечения, из-за которых он падает в обморок.

Я перевела взгляд на парня - с виду вполне здоров, такому и вагоны грузить можно.

- Сначала учиться пойду, а потом и о работе можно думать, - как будто прочитал мои мысли тот.

Дима долгое время находился на домашнем обучении, но, когда со здоровьем стало немного получше, медики посоветовали ему ходить в школу. В этом году он заканчивает 11 класс. И, похоже, то, что в семье постоянно не хватает денег, дом давно нуждается в ремонте, а во дворе все заросло травой, его ничуть не смущает.

- Почему же ваша дочь не устроится куда-нибудь, а вы бы приглядывали за внучкой и сыном? - снова обратилась я к Анне Владимировне.

- Так я же тоже болею - у меня проблемы с сердцем, боюсь, что не услежу за внучкой. Видите, какой она активный ребенок, - причитала женщина. - Я ведь, после того как Диму в прошлом году избили милиционеры, слегла на нервной почве - так переживала. А ведь в тот роковой день сынок возвращался домой после 22 часов - гулял с девушкой и не заметил, как наступило время, после которого нельзя появляться на улице. Милиционеры его остановили на улице, заломили руки и отвезли в участок, где били по ногам, спине, животу. Сын был весь в синяках и ссадинах, после этого долго не мог встать с постели, у него начались осложнения. Тогда я написала заявление в прокуратуру.

Дело передали следователям, но потом закрыли из-за отсутствия состава преступления и свидетелей. Инспектор по делам несовершеннолетних - молодая девушка, которая на тот момент не так давно работала в органах, вот что написала в своей объяснительной: «Когда мы задержали Арюткина, он был пьян, вел себя буйно. Я хотела отправить его на медосвидетельствование, но кто-то из коллег сказал мне, что у парня серьезное заболевание и ему нельзя нервничать. Поэтому мы вызвали его родителей и отвезли домой. Все это время подросток вел себя агрессивно, ругался матом. Но мы его даже пальцем не тронули».

Местные же уверены, что Диму побила, как это ни странно, его же мать. Мол, на ребенка она замахнулась из-за того, что он поздно пришел домой, да еще и пьяный. А потом сфотографировала побои и придумала историю, что якобы это сделали милиционеры. Как все было на самом деле, остается загадкой.

Драка с медиками за инвалидность

В станице все знают Анну Арюткину как скандальную женщину, которая только и делает, что обивает пороги разных инстанций и требует внимания к своей семье.

Когда ее сын Дмитрий, который уже получил инвалидность и пришел на очередное переосвидетельствование - у подростка ангиофиброма второй степени - опухоль носоглотки, документы ребенка в каневском МСЭ решили проконсультировать в краевом бюро. Так как случай был сложный. Но маму мальчика это не устроило, и она пришла разбираться в ведомство вместе с правозащитницей, которая потребовала показать ей документы на Диму. Но ей в этом отказали, так как она не является законным представителем ребенка. Тогда женщина ударила по лицу врача, которая не дала ей документы, откинула в сторону стул и вместе с Анной Арюткиной убежала из здания.

Медики тут же позвонили в милицию, а врач сняла побои и подала иск в суд на правозащитницу.

- Я три раза ходила по судам, но потом из-за работы пришлось плюнуть на все - у нас постоянно много народу, которому нужна помощь, а из-за разбирательств я не успевала ничего, - говорит пострадавшая медик. Кажется, Анна Арюткина запугала в этом районе абсолютно всех. Пока медик приходила в себя - после драки у нее случился сердечный приступ, обиженная мать накатала жалобу губернатору, в которой написала, что в МСЭ нарушают ее права, не хотят выдавать инвалидность ее сыну, и попросила проверить бюро.

Результаты не заставили себя долго ждать - уже через несколько дней в медико-социальную экспертизу нагрянула проверка из Росздравнадзора. Правда, подняв все документы, комиссия так и не нашла никаких нарушений в работе бюро. Но, как говорится, осадочек остался. Инвалидность же подростку в итоге установили.

- Вы знаете, Аня тут уже всех «построила» - она все время что-то требует от властей, ей всегда все что-то должны, - говорит соседка Арюткиной. - Она уже давно нигде не работает, сидит дома и только и делает, что ходит по разным инстанциям и деньги выбивает. А могла бы устроиться на работу и не жаловаться на непростую жизнь. Да и дочка ее, Маша, никогда не спешила деньги зарабатывать. У нее даже образования никакого нет, кроме среднего. Она еле-еле окончила вечернюю школу, состояла на учете в милиции - была в драках замешана. А от кого Виолетту родила, по-моему, и сама не знает. Кстати, ее мать замешана еще в одной некрасивой истории. Несколько лет назад она познакомилась с молодой женщиной, которая страдает ДЦП и якобы так прониклась ее историей, что помощи и денег на лечение за нее попросила на сайте крупной благотворительной организации, оставив свой расчетный счет. Но никаких денег инвалид так и не получила.

Однако, когда мы спросили у Анны Арюткиной, куда делись наличные, она ответила, что на этот счет ни копейки не поступило.

Странно, что на сайте, который посещают несколько тысяч человек, никто так и не проникся историей женщины-инвалида. Обычно находятся несколько неравнодушных и перечисляют хоть что-то.

- А еще, ради того чтобы получить кругленькую сумму, Маша пыталась обвинить сына одной женщины, торгующей на рынке, в изнасиловании, - встревает в разговор другая соседка. - Заявление в милицию даже написала и денег с парня требовала. Но его мать быстро все на свои места поставила и доказала, что молодой человек ни в чем не виноват.

В то, что девушка из-за материальной выгоды выставила себя жертвой изнасилования, не верится. Но это же нам подтвердили и в местном отделе полиции.

- Заявление Арюткина действительно писала, но дело закрыли из-за отсутствия доказательств, - пояснили в ОВД Каневского района.

Московские специалисты поддержали своих коллег

Ехать в Москву, чтобы Виолетту осмотрели столичные светила, семье Арюткиных не пришлось. После того как об их проблеме узнали в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, его руководитель дал поручение лучшим специалистам осмотреть девочку на дому,. Так как приехать к Москву семья не может из-за тяжелого финансового положения. Четыре специалиста высокого уровня приехали в Каневскую прямо к Арюткиным домой. Врачи осмотрели девочку и тоже не нашли оснований для установления инвалидности.

Оказалось, что ребенок плохо развивается потому, что с ним никто не работает. С девочкой нужно заниматься, она нуждается в лечении. Несколько сеансов массажа поставят ее на ноги. Еще малышку непременно нужно отдать в детский сад - там она будет накормлена и воспитана.

- Вышестоящая инстанция из Москвы подтвердила решение и местного и краснодаркого бюро МСЭ, - пояснила начальник каневского бюро МСЭ Светлана Сушко. - Ведь согласно Постановлению Правительства № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом», направление на медико-социальную экспертизу оформляется после проведения лечебных и реабилитационных мероприятий, с учетом их эффективности. Тогда как девочка этого не прошла.

Тем не менее власти уже выдали Виолетте Арюткиной направление в реабилитационный центр «Солнышко», который находится в Краснодаре, и пообещали решить вопрос с детским садом.

Комментарий специалиста

С семьей носятся как с писаной торбой - Когда в дом к Арюткиным приезжала комиссия из крайцентра, глава семейства пожаловалась, что у нее нет денег заплатить по долгам за газ, - рассказывает нам заместитель главы Каневского района по соцвопросам Геннадий Черкасский. - Мы подняли ее документы, выяснилось, что задолженность составляет порядка 11 тысяч рублей. За счет района все оплатили. Сейчас решаем вопрос с детским садом для маленькой Виолетты. Но вы не думайте, что мы стали помогать этой семье только после того, как она подняла всех на уши. Нет. Еще в феврале 2008 года выделили им 10 тысяч рублей на новый котел - старый у них совсем развалился. Через пару лет Анна Владимировна получила от администрации еще тысячу рублей. А местных благотворительный фонд собрал для семьи 40 тыс рублей и передал им. Всего в районе 7071 инвалид. Из них - 361 ребенок. И каждому нужна помощь, забота, деньги. Но, вместо того чтобы уделять им внимание, власти вынуждены носиться с Арюткиными как с писаной торбой.

Варвара Дым

Источник: kuban.kp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ