Архив:

Школа безграничной доступности

Для всех дорога к знаниям начиналась со школьного крыльца. Для них десяток этих ступенек - непреодолимая преграда в учебе. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и в первую очередь с нарушениями опорно-двигательного аппарата, редко доступны скромные ученические радости: общение с друзьями-одноклассниками, обмен записками на уроке. Но внедрение в краснодарских школах дистанционной и инклюзивной моделей обучения детей-инвалидов в корне меняет положение дел.

История Нины

В жизни инвалида-колясочницы Нины Ковалевой и ее родителей было великое множество сложных ситуаций, рожденных простыми житейскими вещами: сломанным лифтом, высоким бордюром… да мало ли чем еще. Одной из них могла бы стать учеба в школе: как девочке попасть в класс, чтобы встретиться с педагогами? Могла бы стать, но, к счастью, не стала.

Когда Нину записали в первый класс школы № 70 в поселке Гидростроителей, школьная администрация построила пандус, расширила пути движения и купила специальную мебель для колясочников. Позже семья Ковалевых переехала в поселок Знаменский: среднюю ступень общего образования девочке предстояло пройти в школе № 83 Комсомольского микрорайона. За несколько дней до начала нового учебного года здесь также создали все условия для Нининого комфорта: от пандуса и мебели до классной комнаты на первом этаже.

- В школе мне очень нравится: узнавать новое про природу и считать, а еще - общаться с одноклассниками. Школу я полюбила, как только туда первый раз пришла. Мне там хорошо и интересно. Хуже всего - когда сидишь дома! - эмоционально объясняет Нина.

Сегодня она продолжает учебу, и дефицит общения девочке не грозит: ей - умнице с хорошими отметками - одной из первых предложили войти в проект дистанционного обучения школьников-инвалидов, запущенный в столице Кубани около трех лет назад в рамках проекта модернизации системы образования Краснодарского края и приоритетного национального проекта «Образование».

Skype спешит на помощь

В первый из трех этапов проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов» вошли 11 юных краснодарцев с ОВЗ. Всем им установили дома компьютеры со специальным программным обеспечением и высокоскоростным безлимитным Интернетом. Освоить технику детям и родителям помогают восемь учителей информатики, переподготовленных краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования.

Большинство ребят-пионеров проекта - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, находящиеся на домашнем обучении: по статистике их около 42 процентов от всех школьников-инвалидов. Вот только никакая статистика не расскажет, как тяжело не иметь возможности ходить, жить запертым в стенах квартиры, в вечном дефиците общения.

На первом этапе проекта дистанционное обучение будет осуществляться как дополнительное образование детей-инвалидов: с учетом интересов и склонностей ребенка педагоги дадут ему знания по отдельным учебным предметам с помощью программы Skype - той самой, которую большинство из нас использует для видеозвонков в дальние края.

- Вторым этапом проекта станут занятия с детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении: сейчас мы подали в краевой департамент образования и науки заявку на участие в проекте еще 41 ребенка, - говорит заместитель директора департамента образования администрации Краснодара Ирина Алферова. - Также в городе определены четыре базовые школы, где откроются центры дистанционного образования: лицей № 4, гимназия № 44, школы № 71 и 101. Их педагоги будут вести online-уроки для инвалидов, одаренных учеников и учащихся малокомплектных удаленных школ.

На равных со всеми

В электронном банке данных детей-инвалидов, созданном городским департаментом образования, - 1192 ребенка с проблемами в развитии. Задача ближайших лет - сделать так, чтобы каждый из них не только освоил школьную программу, но и социализировался, адаптируясь в среде ровесников. Для этого в 22 краснодарских школах уже созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, а в школах № 32 и 65 создается безбарьерная среда - основа основ инклюзивного обучения ребят с ОВЗ.

- Принцип инклюзивности предполагает знак равенства между обучением инвалида и обычного школьника. А чтобы ребенку с ОВЗ было комфортно в школе, нужны пандусы, реконструированные входы и пути движения, переоборудованные для ребенка-колясочника санитарно-гигиенические комнаты, - продолжает Ирина Аркадьевна. - Создание такой безбарьерной среды уже начато, но оно потребует времени и немалых средств.

Пока же краевой проект дистанционного обучения детей-инвалидов ставит перед специалистами системы общего образования Краснодара и края задачи на ближайший год: создать условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП в 30 процентов школ Кубани; привлечь к инклюзивному образованию 15 процентов школьников региона с ОВЗ, обучающихся на дому.

Но главнейшая из задач, краеугольный камень доступной детям-инвалидам школы без границ и барьеров, - изменить отношение общества к проблемам мальчишек и девчонок с ограниченными возможностями здоровья: от невнимания к участию.

Анастасия Куропатченко

Источник: ki-gazeta.ru