Архив:

Наблюдения из инвалидного кресла

«Ты знаешь, что в Москве живут 1,2 миллиона инвалидов. Где они все? Их не видно, словно их вообще нет. Когда попробуешь на костылях или в коляске проехать по городу, поймешь - почему. Люди в России видят на улице инвалида и отворачиваются. Как будто боятся заразиться его инвалидностью. Такая реакция вгоняет в депрессию», - лидер общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников метко определяет проблему.

Так и есть. Для москвичей почти все инвалиды - попрошайки в метро или убогие. Других мы и не видим: они, как раки-отшельники, запираются в своих раковинах из 4 стен. Москва ведь не сильно расположена к людям с ограниченными возможностями. Еще меньше для них приспособлена. Во всяком случае, пока...

Даже первые попытки выбраться на свет божий могут выйти инвалидам боком. Что бы вы делали, если б застряли в лифте и, при этом, не могли говорить? Глухонемые москвичи часто задаются этим вопросом. Как без слов объяснить туго соображающему диспетчеру, что ты в ловушке, что нужна помощь? Мычать? Стучать? На том конце вас, скорее всего, примут за «хулюганов» и отключат связь. Никто на выручку не придет, и это страшно. А решение проблемы тривиальное - видеосвязь с диспетчером.

Тех счастливчиков, которым удастся без потерь выйти на улицу, ждет немало испытаний. Хотя что-то в городе для инвалидов, надо признать, делается: съезды с тротуаров (обещали около 40 тысяч к концу года), звуковые светофоры, пандусы (в 9 тысячах социальных объектов). Но передвигаться по городу с ограниченными возможностями пока под силу единицам.

Есть, конечно, низкопольные автобусы и социальное такси. Но на первых далеко не всюду доберешься, а во второе далеко не всегда дозвонишься. На миллион инвалидов работают 24 диспетчера такси (раньше и вовсе было всего 8). Так что прокатиться по Москве с ветерком удается не каждому.

Метро остается для инвалидов «лабиринтом Фавна». Полноценная полоса препятствий:

Задача №1 - увернуться от дверей убийц

Задача №2 - спастись от турникетов-убийц

Задача №3 - спуститься/подняться на эскалаторе/по лестнице.

С третьей задачей в одиночку на коляске не справится даже Чак Норрис. Новые станции, правда, сразу оборудуют лифтами для инвалидов. Такие есть на 4 станциях Бутовской линии и на 7-ми Арбатско-Покровской. Выбор бедноват. Одно время ходили слухи, что под лифты приспособят старые шахты, через которые выгребали грунт при строительстве метро. Но этот слух пока остается слухом.

Даже если ты со своей инвалидностью научился передвигаться по городу, что ты в этом городе будешь делать. Учиться, работать, полноценно жить... Как? Где? С кем? Больше всего инвалиды страдают от изоляции, в которой вынуждены жить. У нас, в отличие от приснопамятной Европы и Америки, нет культуры общения с такими людьми. Есть - отчужденность, брезгливость, иногда - жалость. Но выясняется, что нужно им и нам совсем другое ...

Есть палочка-выручалочка - инклюзивное образование и трудоустройство. Владимир Крупенников, уже будучи инвалидом 1 степени, учился очно: «Было тяжело. Учился на 4-м этаже в здании без лифта. Каждый день приходилось на костылях подниматься, я все эти тяготы испытал. Но понимал, что очное образование дает возможность общения, обмена опытом с сокурсниками. Да и вообще вселяет уверенность».

Если ты не Теодор Рузвельт, и не Владимир Крупенников, и вообще не герой, а обычный парень? Что делать? Власти обещают тебе финансировать инклюзивное образование и к концу года приспособить для инвалидов 90% городских образовательных учреждений. Фонд «Стратегия» предлагает найти работу по душе: «Это веб-дизайн, компьютерная графика, программирование, 1С бухгалтерия (ее программная оболочка), работа в социальных сетях, Интренет-журналистика...»

Открытость к общению на равных, совместное обучение, праздники и проекты... Это нужно даже не столько инвалидам, сколько нам - здоровым физически, но болезным нравственно людям. Полноценная жизнь нужна и тем, и другим.

Елена Потапова

Источник: vmdaily.ru