Архив:

Кукольная толерантность

Заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова предлагает воспитывать у столичных детей уважительное отношение к людям с ограниченными возможностям куклами-инвалидами. В частности, она предлагает обеспечить все детские сады столицы игрушками куклами-инвалидами, которые давно продаются в магазинах за рубежом. Эксперты относятся к идее неоднозначно, полагая, что начинать надо с законодательства.

По мнению чиновницы, это позволит воспитать толерантность в детях, которые получат сведения о том, что существуют и такие люди и воспринимать их надо так же, как и всех остальных.

Эксперты относятся к идее по-разному. К примеру, представители московской организации инвалидов поддерживают эту идею и указывают на международный опыт.

Директор региональной организации инвалидов "Перспектива" и фонда "Лучшие друзья" Денис Роза в беседе с Firstnews подчеркнула важность подобных инициатив и призвала расширять этот перечень другими коммуникационными и социальными средствами: "Я сама из США, и видела такие игрушки в магазинах. Многие родители покупают своим детям такие куклы, которые помогают детям понять, что есть и другие люди, которые рядом и о которых надо заботиться", - подчеркнула она.

Кроме того, по её словам, необходимо внедрять и другие формы пропаганды толерантности среди детей. В частности, в детских книжках должны быть герои-инвалиды, или в детских передачах должны участвовать дети с ограниченными возможностями, что также пойдёт на пользу сознанию детей и их адекватному и доброжелательному восприятию таких категорий граждан в будущем.

Со своей стороны директор Института психолого-педагогических проблем детства, психолог Татьяна Волосовец в беседе с Firstnews подчеркнула, что пока подобного рода нововведения не проходили психологический анализ, поэтому говорить о каком-то конкретном эффекте рано. В этой связи она призывает обратиться к законодательству и к социальной адаптации инвалидов в обществ: "Нужно развивать программу инклюзивного обучения детей-инвалидов с обычным ребятами, то, что в последние полтора года активно применяется в Москве. Когда дети будут непосредственно общаться с такими детьми и каждый день оказывать им помощь, это даст гораздо больше пользы, чем куклы или что-то ещё, - подчеркнула эксперт. - Изолированное воспитание - это уже прошлый век, и надо от этого уходить". По её словам, нужно также вносить изменения в федеральное законодательство об инклюзивной адаптации детей-инвалидов, чтобы оно более активно распространялось в регионах. Также психолог видит немаловажное значение в педагогической подготовке воспитателей дошкольных учреждений для работы с такими детьми и в техническом состоянии самих детсадов, которые должны быть комфортны для инвалидов.

Напомним, в целевой пятилетней программе Москвы по образованию предусмотрена отдельная подпрограмма по обеспечению образовательными услугами детей с ограниченными возможностями. По планам столичных властей, в ближайшие пять лет все дети-инвалиды должны быть устроены как в детские сады, так и в школы столицы для получения полноценного образования и эффективной социальной адаптации.

Владимир Павлович Файнзильберг считает, что закупка кукол-инвалидов для детских садов - слепое копирование с Запада, которое не имеет никаких психологических обоснований. "Играя, дети сами что-то отрывают у игрушек и делают их инвалидами. Так вот, к этим игрушкам дети относятся очень трогательно.

Копировать США нужно совсем в другом ключе, например, взять с них пример и устанавливать пандусы перед всеми без исключения зданиями, устанавливать специальные лифты для инвалидов, приспосабливать все виды общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями. Нужно сделать так, чтобы инвалиду жилось комфортно в родном городе, а куклы - это просто смешно".

Не пришел в восторг от задумки Швецовой и заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Александрович Прокофьев. Он тоже считает, что доброе отношение к инвалидам нужно воспитывать не куклами. Нужно показывать, что общество и государство заботятся об инвалидах. " Наша среда не приспособлена для жизни инвалидов. Только сейчас начали что-то делать для инвалидов. Само по себе воспитание доброго отношения - это совсем другое. Это воспитывается в семье, но создание кукол инвалидов - это недопустимо, у ребенка должно воспитываться бережное отношение к своему телу, он должен понимать насколько тяжело инвалиду жить", - сказал Прокофьев.

Впрочем, если Людмила Швецова так хочет привить детям "уважение к людям, которые в силу разных обстоятельств становятся инвалидами", то, наверное, стоит хотя бы в Москве лучше развивать инклюзивное обучение, то есть дать возможность детям-инвалидам учиться в общеобразовательных школах.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе Московского центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег", она и по сей день является самой известной. Вопрос в том, что спустя 20 лет после открытия первой школы инклюзивного обучения изменилось не так уж много, и большинство общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов все еще недоступны: нет специальных программ, нет обустроенной среды - помещений, специальных лестниц, подъемников, даже спецклавиатур у компьютеров и т. д.

В то же время, по мнению специалистов, превращать общеобразовательные школы в школы для всех детей государству куда выгоднее, чем делить учеников на обычных и требующих особого отношения.

Бюджет специального образовательного учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой школе, и даже переоборудование массовой школы для удобства инвалидов не пробьет брешь в бюджете.

Впрочем, буквально сегодня городской кабинет министров принял сводную программу развития Москвы на 2012-2016 годы. Согласно ей, уже в ближайшие годы образовательные учреждения приспособят для инвалидов: в 2016 году в столице будут работать по программам инклюзивного образования 410 детсадов, 1100 школ, 60 колледжей.

Ксения Образцова, Дмитрий Ключевский

Источники: firstnews.ru и pravda.ru