Архив:

Установление инвалидности. Справка.

Как показал опыт работы портала dislife.ru одним из наиболее актуальных вопросов для пользователей и гостей портала является процедура установления инвалидности. Конечно же, этот вопрос имеет множество нюансов и «подводных камней», но, судя по комментариям к статьям и сообщениям на форуме, зачастую люди имеют очень слабое представление даже об общих положениях этой процедуры, не говоря уж о ее нюансах. Не претендуя на всеобъемлющий обзор критериев и правил установления инвалидности, попробуем разобраться хотя бы с основными вопросами, связанными с этой процедурой.

Если не вдаваться в подробности, то в максимально упрощенном виде процедура установления инвалидности выглядит следующим образом:

  • 1. Получение направления на экспертизу, которое выдается лечебно-профилактическим учреждением, органом социальной защиты или пенсионного обеспечения.
  • 2. Сбор необходимых для проведения экспертизы документов.
  • 3. Обращение в бюро МСЭ с заявлением о проведении экспертизы, направлением и необходимыми документами.
  • 4. Проведение экспертизы, на основании которой устанавливается та или иная группа инвалидности, назначается пенсия, определяется план реабилитационных мероприятий.

Но так все выглядит лишь теоретически, у тех, кто сталкивается с необходимостью установления инвалидности на практике возникает масса вопросов: в каких случаях может быть установлена инвалидность, на основании каких критериев и на какой срок, кто занимается проведением этой процедуры, где она проводится, какие для этого необходимы документы, что делать в случае несогласия с результатами экспертизы и т.п. Со всем этим и попробуем разобраться.

Кому положена инвалидность?

Итак, кто может претендовать на получение инвалидности? Согласно законодательству РФ существует три признака, которые могут служить основанием для установления инвалидности:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, врожденными или приобретенными дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Для признания человека инвалидом, необходимо наличие как минимум двух вышеперечисленных признаков, т.е. только одного из этих признаков для установления инвалидности может быть недостаточно.

Т.е. инвалидность может быть установлена при различных нарушениях здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Кем устанавливается инвалидность?

Инвалидность устанавливается бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) на основании комплексной оценки состояния организма, включающей анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Система МСЭ представляет собой трехуровневую структуру:

  • I уровень: городские и районные бюро МСЭ. В подавляющем большинстве случаев именно в них и производится освидетельствование, на основании которого устанавливается инвалидность и разрабатывается программа реабилитации.
  • II уровень: главные бюро МСЭ субъектов Федерации. Они осуществляют контроль за деятельностью городских и районных бюро МСЭ, анализирует и координирует их работу, а также рассматривают жалобы на деятельность бюро МСЭ I уровня, могут отменять или изменять принятые ими решения.
  • III уровень: Федеральное бюро МСЭ. Контролирует и координирует работу главных бюро субъектов Федерации, но может также проводить освидетельствование в порядке контроля и обжалования медико-социальных экспертиз более низких инстанций. Федеральное бюро МСЭ является структурным подразделением Федерального медико-биологического агентства, которое, в свою очередь, подчинено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Кто может направить на проведение экспертизы в бюро МСЭ?

На медико-социальную экспертизу могут направить:

  • Лечебно-профилактическое учреждение (независимо от его организационно-правовой формы).
  • Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
  • Орган социальной защиты населения.

В случае, если вышеперечисленные организации отказали в направлении на экспертизу, ими выдается справка, на основании которой в бюро МСЭ можно обратиться самостоятельно.

Какие документы необходимы для проведения медико-социальной экспертизы?

При обращении для проведения медико-социальной экспертизы необходимо предоставить:

  • Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (оригинал + копия).
  • Заявление о проведении экспертизы (заполняется в день подачи документов).
  • Направление на медико-социальную экспертизу (Форма № 088/у-06)
  • Копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров (либо оригинал трудовой книжки и ее копия для неработающих).
  • Сведения о характере и условиях труда (для работающих).
  • Характеристика образовательной деятельности учащегося или студента, направляемого на МСЭ (для учащихся).
  • Медицинские документы (амбулаторная карта, выписки из стационаров с копиями, результаты обследования и т.д. (оригиналы и копии).
  • Справка об инвалидности (при повторном освидетельствовании).
  • Индивидуальная программа реабилитации с отметками о выполнении (при повторном освидетельствовании).
  • СНИЛС - страховое, пенсионное (оригинал и копия).

При обращении за установлением степени утраты профессиональной трудоспособности дополнительно также предоставляются:

  • Акт о случае профессионального заболевания.
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1
  • Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда.

Лицам младше 18 лет для прохождения медико-социальной экспертизы необходимо предъявить:

  • Заявление освидетельствуемого или его законного представителя (заполняется в день подачи документов).
  • Паспорт или свидетельство о рождении для лиц до 14 лет и паспорт одного из родителей или опекуна (оригинал и копия).
  • Направление из лечебного учреждения (Форма № 088/у-06), заполненная детской поликлиникой.
  • Медицинские документы (амбулаторная карта ребенка, выписки из стационаров, результаты обследования и т.д. (оригиналы и копии).
  • Для работающих граждан в возрасте до 18 лет - копия трудовой книжки, заверенная отделом кадров либо оригинал трудовой книжки для неработающих.
  • Сведения о характере и условиях труда (для работающих до 18 лет).
  • Характеристика детского дошкольного или образовательного учреждения.
  • Заключение психолога.
  • Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Документы об образовании.
  • Справка МСЭ об инвалидности (при повторном освидетельствовании).
  • Индивидуальная программа реабилитации с отметками о выполнении (при повторном освидетельствовании).
  • СНИЛС - страховое, пенсионное ребенка (оригинал и копия).

Может ли бюро МСЭ отказать в проведении МСЭ?

Специалисты бюро МСЭ могут отказать в проведении медико-социальной экспертизы только в случае предоставления неполного пакета документов, необходимых для проведения экспертизы, или неправильного их оформления. Т.е. отказ в проведении самой экспертизы по каким-либо другим причинам не допускается.

В случаях представления неполного пакета документов или неправильного их оформления выдается решение о переносе срока проведения экспертизы до представления всех необходимых документов или надлежащего их оформления.

Где проводится медико-социальной экспертиза?

Освидетельствование может проводиться:

  • В бюро МСЭ по месту жительства, главном бюро МСЭ субъектов Федерации, Федеральном бюро МСЭ.
  • На дому в случае, если человек не может явиться в бюро МСЭ (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья.
  • В стационаре (если человек находится на лечении).
  • Заочно по решению бюро.

Что представляет собой процедура освидетельствования?

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро МСЭ путем обследования человека, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных, необходимых для установления группы инвалидности.

Решение об установлении инвалидности либо об отказе в признании человека инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших экспертизу, на основе обсуждения результатов этой экспертизы.

В некоторых случаях, когда требуется проведение специальных видов обследования, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования. В ней могут быть предусмотрены проведение дополнительных исследований, получение заключения главного бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и др.

На основании каких критериев устанавливается та или иная группа инвалидности?

Группа инвалидности устанавливается на основании классификаций и критериев, определяющих основные виды нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степенью их выраженности, основными категориями жизнедеятельности человека и степенью выраженности ограничений этих категорий, а также условиями установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), описанных в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

На какой срок устанавливается группа инвалидности?

Инвалидность 1 группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения ребенком возраста 18 лет.

Инвалидность также может быть установлена без указания срока переосвидетельствования в следующих случаях:

Какие документы выдаются на основании результатов экспертизы?

В случае признания человека инвалидом выдаются:

  • Справка о группе инвалидности.
  • При определении степени утраты профессиональной трудоспособности - справка с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
  • Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
  • При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

Также оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится назначение пенсии, которая отправляется в организацию, выплачивающую пенсию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:

  • Справка о результатах МСЭ произвольной формы.
  • При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

Можно ли обжаловать решение МСЭ в случае несогласия с ним?

Решение бюро МСЭ, а также его действия или бездействие можно обжаловать в вышестоящих организациях - главном бюро МСЭ, в Федеральном бюро МСЭ, ФМБА РФ, Минздравсоцразвития РФ, а также в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ городов и районов, главного бюро МСЭ субъектов Федерации, Федерального бюро МСЭ регулируется постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

* * *

Конечно же, установление инвалидности - процедура достаточно сложная, выше описаны лишь основные моменты, которые, надеюсь, помогут составить общее представление о ней. Если Вы хотите узнать об установлении инвалидности более подробно, рекомендую почитать:

Рекомендую также ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами по данной тематике:

* * *

Если Вы не найдете ответов на интересующие Вас вопросы, Вы можете обратиться за помощью к юристу на форуме или воспользоваться разделом юридических консультаций.

Использованы материалы ФМБА РФ, портала государственных услуг, информационно-правового портала «Гарант», портала для людей с ограниченными возможностями Dislife.ru

Автор: Анна Моторина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ