Архив:

Собака не роскошь, а средство передвижения

Повышенный спрос на собак-поводырей, или правильнее - проводников, ожидается в этом году в Татарстане. Если раньше государство выделяло незрячим и слабовидящим всего по 10 тысяч рублей в год на содержание четвероногих помощников, то с января 2012 года ежегодный «паек» для друга человека с тростью увеличился до 17 тысяч 420 рублей.

Размер имеет значение

Как объяснила вашему корреспонденту начальник отдела предоставления технических средств реабилитации Минтрудсоцзащиты РТ Маргарита Акманова, обученная собака-проводник предоставляется инвалиду по зрению один раз в 10 лет безвозмездно, при том что государству такая ученая псина обходится в 89 тысяч рублей. Для того чтобы получить собаку-поводыря, человек должен написать заявление, указав все свои параметры, ведь высокому человеку удобнее держать на поводке крупную собаку, и наоборот.

После того как таких заявок наберется определенное количество, министерство «заказывает» собак в специальном питомнике в Подмосковье. Когда пес пройдет необходимый курс обучения, инвалиду выписывают командировку в питомник, чтобы он тоже научился общаться с четвероногим помощником - под присмотром опытных кинологов. Когда кинологи убедятся, что пара «человек - собака» сложилась, обоих отпускают домой.

Обед раздели с другом

Однако далеко не каждый инвалид по зрению решается завести себе четвероногого спутника. По данным республиканского отделения Всероссийского общества слепых, в Татарстане - 2257 инвалидов по зрению 1-й группы и 2675 - 2-й группы. То есть тех, кто совсем или почти не видит. А на балансе Минтрудсоцзащиты РТ - всего 17 собак-проводников.

- Многим инвалидам не позволяют содержать домашних животных жилищные условия, - объясняет Акманова. - Некоторые просто животных не любят, но большинство все-таки не могут позволить себе завести собаку по материальным причинам. Ведь ее нужно кормить, и желательно мясными продуктами. В основном собак-проводников заводят те, кто ведет активный образ жизни - работает, учится, занимается общественной деятельностью. Сейчас, когда увеличили довольствие, я думаю, спрос на собак вырастет. В январе уже поступило четыре заявки.

35-летний казанец Эдуард Ибрагимов - один их тех, кто, будучи незрячим, ведет полноценную жизнь - работает юристом, кроме того, преподает компьютерную грамотность в республиканской библиотеке для слепых. В личной жизни у Эдуарда тоже всё в порядке - жена, 10-месячная дочь. Передвигаться по городу мужчине приходится много, и собака-проводник ему необходима. Но, по мнению Ибрагимова, даже 17 тысяч рублей в год на содержание четвероногого помощника - это мизер. Тратить приходится больше. К примеру, мешок сухого корма в 12,5 кг стоит 600 - 900 рублей, а на год нужно как минимум 15 таких мешков. Кроме корма собаке необходимы витамины, косточки. Комплексная прививка стоит 500 - 600 рублей. А не дай бог заболеет псина! Прием в хорошей ветклинике - 3 тысячи рублей, система - 1,5 тысячи, клизма - 800. И никаких скидок инвалидам! Ветеринары ссылаются на то, что собак-проводников содержит государство.

На работу, в баню, к теще

Первая собака - немецкая овчарка Дракулита - появилась у Эдуарда Ибрагимова в 1997 году. Но в 2005 году она умерла от рака. После этого он получил в питомнике вторую помощницу - симпатичную дворняжку Элли.

- В первый же день, когда мне ее выдали «на руки», собака съела мою кредитную карточку и всю наличность, - вспоминает Эдуард. - Пришлось срочно звонить домой, чтобы прислали денег, потому что я остался совершенно без средств к существованию.

Но теперь Элли - образцовая «проводница». Не лает, не кусает, даже если ей на лапу наступишь. И на кошек - ноль внимания! Когда хозяин пригласил ее знакомиться со мной, Элли вежливо подала лапу. Она знает около 70 маршрутов хозяина. В том числе - «на работу», «в баню», «к теще», «в клуб».

- Например, я ей говорю: «В прокуратуру!», а она уточняет: «В какую?» - шутит Эдуард. - А если серьезно, то я настолько привязан к Элли, что, даже когда иду с женой - а она у меня зрячая, машинально говорю ей, когда к дороге подходим «стоять!» или командую «направо», «налево». Супруга уже даже не обижается.

26-летняя инвалид по зрению Екатерина Краснова - аспирантка КФУ - получила свою лабрадоршу Йолу одновременно с Эдуардом. Ее собачка знает с десяток маршрутов: «магазин», «рынок», «бабушка»… Но всё - только вблизи дома. В общественный транспорт брать с собой псину девушка опасается.

- К нам в Дербышки транспорт почти не ходит, людей набивается битком, - сетует Екатерина. - Мою бедную Йолку просто бы затоптали! Я пробовала ездить с собакой, но пассажиры начинают возмущаться, мол, собака разлеглась или еще что-то. Мне за Йолку реально страшно!

По словам Эдуарда Ибрагимова, в основном люди относятся к собакам-проводникам с симпатией, но только не в транспорте - пассажиры не терпят близкого соседства с животным.

- Я недавно где-то читал, что в Бельгии стали обучать работе со слепыми карликовых пони, - рассказывает Ибрагимов. - Представляю, как бы это выглядело у нас: «Куда с конем прешь?!».

Елена Мельник

Источник: intertat.ru