Архив:

"Если обувь не носишь, не знаешь, где трет"

В Европе сейчас бурно обсуждается вопрос, какого пола должен быть помощник у инвалида - того же или противоположного? Даже диссертации на эту тему пишут. «Нам бы их заботы», - вздыхают мурманские инвалиды, собравшись на заседание комиссии Общественной палаты Мурманской области по вопросам социальной сферы и делам ветеранов.

На повестке дня стоял вопрос о создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Говорили о транспорте - железнодорожном, городском, о том, насколько комфортно, а скорее некомфортно, пользоваться им людям незрячим, плохослышащим, с трудом передвигающимся.

Приглашенный на заседание замминистра транспорта и связи области Дмитрий Соснин рассказал о том, какая реконструкция ждет Мурманский железнодорожный вокзал, включая транспортно-пересадочный узел, какие удобства для инвалидов появятся. Но все обещают сделать лишь к 2016 году, пока же идет стадия поиска соинвесторов. Как предполагается, реконструкция потребует миллиарды рублей.

- Ждать 16-го года для нас очень долго, - выступила от имени инвалидов заместитель председателя комиссии Общественной палаты, председатель областного отделения ВОИ Лариса Рябышева. - Хоть что-то, облегчающее наше путешествие по железной дороге, надо делать уже сейчас.

Очень серьезной проблемой для инвалидов является преодоление пешеходного путепровода с его крутой лестницей, для того чтобы попасть на вторую платформу.

- Может, подъемник какой-нибудь приспособить пока? - предложила Рябышева.

Предложила не с кондачка: где-то уже видела подобный механизм в действии, так что может и марку его назвать и приблизительную стоимость.

Зашла речь и о специально оборудованных для инвалидов вагонах - один такой есть в составе «Арктики».

Специальное устройство, чтобы перенести инвалида с платформы в тамбур, широкий коридор, позволяющий проехать в коляске, двухместные купе - все это хорошо. Правда, полки - верхняя и нижняя. А кто на верхнюю полезет, если два инвалида в одном купе или инвалида сопровождает старый человек, как правило, мать? Коляску, опять же, в этом купе разместить негде. В тамбуре оставлять, как предлагают, пассажиры опасаются: кто знает, что от нее останется к концу путешествия. Ну и билет в этот вагон дороже, потому что за комфорт надо платить.

И все же хотелось бы, чтобы таких вагонов было больше одного, считают инвалиды. На что Дмитрий Соснин заметил, что наличие таких вагонов требует развития инфраструктуры для их обслуживания, то есть дополнительных затрат. Поэтому до 16-го года отдельно развивать эту инфраструктуру железная дорога не будет. Реконструкция должна решить все в комплексе.

- Но сделайте хотя бы какой-то безопасный переход между вагоном и платформой! - взмолились присутствовавшие на заседании инвалиды. - Люди же падают в этот зазор, там ведь надо широкий шаг делать, не у каждого инвалида это получается, вот и падают.

Оказалось, на Мурманском вокзале действует положение, принятое именно для того, чтобы путь к своему месту в вагоне не превращался для инвалида в сплошной стресс. А именно: он должен обратиться к дежурному по вокзалу с просьбой помочь осуществить посадку. Дежурный же обязан обеспечить помощь и в преодолении путепровода, и при размещении в вагоне. Полезное в нынешних условиях дело. Только странно - почему о нем представители инвалидов узнали лишь на совещании и от замминистра?

Много критики было высказано и в адрес городского авто- и электротранспорта. Хорошо, конечно, когда к остановке подкатывает троллейбус с низким уровнем пола: в его салон проще забраться и старому человеку, и инвалиду. Только не каждый троллейбус такой. Да и посадочные площадки на остановках имеют разный уровень, где-то этот низкий пол троллейбуса приходится вровень, где-то и на него надо подниматься, как на ступеньку.

- В Мурманске нет унифицированных посадочных площадок на общественный транспорт, все они разные, - заметил по этому поводу Соснин. - Тем самым, конечно, смысл приобретения транспорта с низким полом снижается.

Привести же все площадки к одному знаменателю дорого. Когда они обустраивались, никто, к сожалению, об инвалидах не думал.

Но вот громко и внятно объявлять остановки, бегущей строкой информировать о них в салоне транспорта, на это денег не надо вовсе или требуется не так уж много. А ведь инвалиды жаловались и на такие, как покажется здоровому человеку, мелочи.

- Люди, не побывавшие в нашем положении, многого не понимают, - подчеркнула Рябышева. - Ходят на двух ногах, для них пару ступенек преодолеть - никакого труда. Они все видят, все слышат. У инвалида же информация поступает, как правило, по какому-нибудь одному каналу. А если он, этот канал, работниками транспорта проигнорирован?

На заседании, кстати, присутствовала тотально слепая женщина. И она рассказала, каким образом, зайдя в транспорт, узнает, есть ли незанятые сидячие места. В глубь салона, как правило, не проходит, чтобы выйти потом было легче. А ненароком так ногой к сиденью прикоснется. Если кто-то сидит, то она коленкой почувствует. Если место свободное, садится. Но свободные-то места бывают лишь рано утром да поздно вечером. Так и ездит стоя. Женщина она молодая, стройная, симпатичная. Кто будет ей в глаза заглядывать да место уступать? Ну, а еще представьте, что едет она без сопровождения, а остановки объявляют не всегда или невнятно. Ей-то в окно не поглядеть. Человек же с ослабленным слухом ориентируется по бегущей строке. Только не в каждом салоне этакое удовольствие есть.

Жаловались инвалиды и на трудности в поиске номера маршрута на автобусе или троллейбусе. Раньше было просто: номер располагался в строго определенных местах - на ветровом стекле справа, на боковой стенке троллейбуса или автобуса возле задних дверей, на задней стенке внизу. Взгляд пассажира машинально скользил по приближающемуся транспорту, человек мог заблаговременно сориентироваться, что за маршрут. Теперь же прибавилось рекламы на стенах электролайнеров, так что не сразу номер маршрута и разглядишь, да и не всегда этот номер во всех упомянутых местах указан. Зачастую маленькие цифры стоят себе скромненько, где придется. А пассажиры, особенно слабовидящие, носом по автобусным-троллейбусным бокам водят, под днище только что не заглядывают, чтобы определить, откуда и куда движется это транспортное средство. Пока определят, двери и закроются...

И это проблема не только областного центра, на мелкие нечеткие номера, расположенные где придется, жалуются жители и Кандалакши, и Североморска. Но ведь, чтобы четко обозначить номер маршрута, затрат миллионных не требуется. И уж вовсе ни копейки не уйдет на восстановление давно забытого правила передней двери.

Раньше было так: через переднюю дверь в салон заходили инвалиды, беременные женщины и люди с маленькими детьми. Сейчас же это напрочь забылось. И уже далеко не первое поколение водителей свято уверено, что передняя дверь существует только для выхода пассажиров.

В конце заседания решили: все претензии инвалидов - не только те, что прозвучали, но и те, которые поступают в ВОИ из других городов и районов области, - собрать, обобщить и передать в региональное министерство транспорта. Пусть прислушаются, обратят внимание даже на то, что здоровому человеку кажется мелочью. «Если не носишь обувь, не знаешь, где она трет», - уместную поговорку напомнила участникам заседания Лариса Рябышева.

Галина Дворецкая

Источник: mvestnik.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ