Архив:

Мир во время чумы

Оказывается, чтобы сделать что-то доброе, не обязательно записываться в Красный Крест или сдавать кровь: можно вообще не напрягаться - просто сходить на концерт, посмотреть художественную выставку или футбольный матч. То есть благотво-ритель­ность - это легко, весело и интересно. Во всяком случае в крупных городах благотворительные мероприятия все чаще собирают внушительную аудиторию.

Легким движением руки протягиваете свою пластиковую карту. Остальное сделают за вас, - учит публику клоун по имени Пэтч Адамс в клетчатых штанах. - Такой простой жест, а ведь он может спасти чью-то жизнь.

Зрители в зале гостиницы «Катерина» послушно учатся. Аукцион художественного центра для сирот «Дети Марии» идет уже больше часа, а я буквально не могу оторваться от сцены, от немолодого дылды-клоуна с нелепым галстуком и жизнерадостной ведущей Марии Елисеевой, основательницы центра и многодетной мамы.

Лоты аукциона - работы детей, которые занимаются в студии. Мария, сама художница, в 1993 году открыла центр, куда сейчас ежедневно приходят более 200 детей из коррекционных школ-интернатов, в том числе с детским церебральным параличом. Их учат живописи, изготовлению керамики, музыке.

Результаты арт-терапии - разноцветная картина «Страна Мечты», похожий на антикварную книгу альбом чеченского мальчика Асланбека Гайсумова, рисунок Сережи Исаханяна, который, несмотря на ДЦП, прекрасно владеет карандашом, картина «Пегас над Москвой», выполненная детьми из коррекционной школы-интерната и американской актрисой Люси Лью. Их раскупают быстрее, чем мороженое в жаркий день.

- Какой кризис? Это же уникальное событие! - отвечает на мой вопрос английский бизнесмен Джеф. И поднимает руку: он собирается потратить на аукционе не меньше $5 тыс.

За яркое лоскутное панно состязаются президент компании «Юмако» Александр Удалов, президент корпорации «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко и создатели «Яндекса» - Илья Сегалович и Аркадий Волож. Илья, впрочем, в этой компании свой: он муж Марии. Да и остальные участники в основном друзья центра и семьи Елисеевой - Сегаловича. Лот уходит за $20 тыс. создателям «Яндекса».

Клоун по имени Пэтч Адамс учит собравшихся расставаться с деньгами в пользу детей

Не купить у аукциониста Пэтча Адамса невозможно: он то плачет, то читает стихи, то встает на табурет и натягивает свои штаны почти до ушей, то грозится устроить стриптиз, если сейчас не добавят еще тысячу долларов. В итоге редкий лот уходит дешевле $5 тыс.

Такой аукцион «Дети Марии» проводят уже в одиннадцатый раз. Один из топ-лотов - яркая дверь из студии, разрисованная учениками. Она каждый год продается, но при этом всегда остается у «Детей Марии». Ее владельцами уже становились по очереди Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, Аркадий Волож, актер Дмитрий Назаров. В этом году почетным покупателем двери стал Александр Удалов.

Катя Сухая Попа

Новая российская благотворительность формировалась в 1990-е, когда всевозможные фонды то появлялись, то исчезали, а некоммерческие организации постоянно боролись с кризисами финансов и доверия. Те, что выжили, в 2000-е стали работать профессионально в таких важных социальных областях, как забота о детях-сиротах, инвалидах, престарелых. Теперь благотворительность - это профессия, ей учат в специальных школах и на курсах. А фандрайзинг, или сбор средств на проекты фонда, - одна из обязанностей профессионального сотрудника некоммерческой организации и целая наука.

Один из способов привлечения ресурсов, причем очень эффективный, хотя и непростой, - это как раз благотворительные акции. Аукционы, концерты, балы, вечеринки, марафоны, ралли, спортивные турниры, театральные постановки. Здесь главное - «никогда не повторяться»: это рецепт Ольги Суворовой, радиоведущей и президента благотворительного фонда «Адреса милосердия», которая за годы работы провела множество аукционов, автопробегов и т. д.

Ольга вместе с друзьями и коллегами - Катей Бермант из фонда «Детские сердца» и Татьяной Тульчинской из «Здесь и сейчас» - вспоминает самые удачные акции. Как сотрудники инициативной группы «Доноры - детям» надевали на московские памятники медицинские маски, чтобы привлечь новых доноров в боль­ницы. Как во время сбора средств для детей с сердечными заболеваниями маленькая дочка Кати в костюме ангела помогала раздавать в кафе красные сердечки в обмен на деньги в помощь фонду. Вспоминают Toy Run, когда больше двадцати байкеров с подарками поехали в интернат, а потом еще потрясли детей своим мотошоу. Катя рассказывает, как однажды во время акции «Горячее сердце офиса» выступала на большом московском заводе: «Почти как Ленин, стояла на трибуне и рассказывала про "Детские сердца". Было забавно».

Один из самых популярных лотов - расписанная «Детьми Марии» дверь: за нее идет ожесточенная борьба

Тогда же, в начале 2000-х, появилась и еще одна популярная благотворительная инициатива - «Сухая попа»: сбор подгузников для домов ребенка, домов инвалидов, ветеранов и больниц. Катя Бермант и Татьяна Тульчинская придумали саму акцию, а Маша Елисеева - хулиганское название после посещения одного из подмосковных домов малютки. Там детям сутками не меняли даже многоразовые марлевые подгузники. Правда, сейчас ситуация не особенно изменилась, но благотворители не сдаются - акция стала набирать обороты. Во всяком случае, Катю Бермант теперь многие называют Катя Сухая Попа.

Первая акция прошла по всей стране, были собраны тысячи подгузников. А в декабре «Сухую попу» провели уже в четвертый раз.

- Я накануне разносила информацию по офисам, а потом, уже возвращаясь в метро, поняла, что больше нет сил, захотелось купить какую-нибудь глупую книжку и весь день лежать дома и читать, - вспоминает Катя. - Схватила на развале первую попавшуюся, какой-то детек­тив-бестселлер. И читаю: там главная героиня, успешная бизнес-леди, занималась благотворительностью и участвовала в акции «Сухая попа». Представляешь, мы обессмертили свое имя в бульварной литературе, - смеется она. - А еще говорят, что хорошими делами прославиться нельзя.

В прошлом году в акции приняло участие огромное число офисов: люди свозили подгузники целыми пачками, завалив ими несколько складов разных благотворительных фондов. Катя уверена, что это позитивные последствия кризиса: срабатывает психологическая самозащита - хочется объединяться и помогать тем, кому еще хуже.

Отцы и дети

На следующем благотворительном мероприятии никакой тревоги и ни слова про кризис. Да и поговорить толком не с кем: все с невероятной скоростью проносятся мимо. Это турнир по мини-футболу фонда «Даунсайд Ап», который помогает детям с синдромом Дауна.

Крытый манеж «Динамо», профессиональные судьи, девять команд по сложной схеме бьются за главный приз - переходящий кубок «Даунсайд Ап». Среди команд - представители Johnson& Johnson, PricewaterhouseCoopers, «АВМ-Спорт», команда Михаила Шаца «Шац и Друзья». Но болеют почти все за ярко-оранже­вую команду с надписью «Даунсайд Ап». Это сборная родителей - папы и братья детей с синдромом Дауна, которые ходят на занятия фонда.

- У нас тут такая борьба идет! - рассказывает сотрудница «Даунсайд Ап» Людмила. - Во время весеннего турнира была серия пенальти, по семь-восемь мячей забивали. Так там такая тишина в зале стояла, что было слышно, как муха летит.

Я сижу на банкетке, на которой скоро будут стоять малыши - воспитанники центра «Даунсайд Ап»: они вручают медали победителям. Чемпионам придется встать на колени, чтобы ребенок смог дотянуться.

Акцию «Сухая попа» по сбору подгузников придумала Катя Бермант (слева)

То, что происходит на поле, по накалу страс­тей похоже на финал Лиги чемпионов. Родители забивают первый гол, и Людмила вскакивает с места с криком: «Родители, вперед!» Правда, этой команде пока не очень везет, жалуется мне один из пап, тренер Кирилл:

- Мы играем вместе всего месяц, тренировались мало, поэтому и уступаем более сыгранным командам. Но в следующий раз, весной, мы им покажем!

Фонд «Даунсайд Ап» - самая спортивная благотворительная организация в России. Они с самого начала, еще в 1996-м, решили, что привлекать деньги лучше всего за счет массовых спортивных мероприятий. И с тех пор регулярно в августе проводят велопробег из Подмосковья к Красной площади. В прошлом году пробег собрал около 6 млн рублей. Весной и осенью проходит чемпионат по мини-футболу, в феврале - лыжные гонки. Один из учредителей фонда, член совета директоров банка UBS Марлен Манасов, участ­вует в большинстве мероприятий, хотя и не любит эти виды спорта:

- Я больше плавание люблю и фехтование, но на них денег не поднимешь, а велосипед, футбол - очень популярны.

За участие в состязаниях, которые организует фонд, все компании сдают вступительный взнос, а одна или две компании обязательно еще оплачивают и само мероприятие - сам фонд не тратит ни копейки, и это основное правило организации благотворительных акций.

За счет необычных акций «Даунсайд Ап» показывает хорошие результаты: за тринадцать лет более тысячи семей получили консультации специалистов, более тридцати семей забрали своих детей из специализированных интернатов, в Москве число отказов от новорожденных с синдромом Дауна уменьшилось с 95% в 1997 году до 50% в 2007-м.

Турнир по мини-футболу «Даунсайд Ап» проводят в пользу детей с синдромом Дауна

Пока мне все это рассказывают, команда родителей проигрывает и занимает предпоследнее место. Выигрывает «АВМ-Спорт». Начинается награждение. Хоть малыши и тренировались надевать медали на родителях и воспитателях, получается не у всех.

- Приятно, что это все не анонимно происходит, а на наших глазах, мы видим эти семьи, этих малышей, общаемся с ними, - говорит после церемонии Ольга, единственная женщина, игравшая в турнире. Это принцип «Даунсайд Ап»: чтобы участники акций могли встретиться с теми, кому они помогают.

- Нас часто спрашивают, зачем нам проекты «Спорт во благо», может, просто просить деньги на детей? - говорит Ирина Меньшенина, директор по развитию «Даунсайд Ап». - Нет, просто просить не надо. Потому что в спортивных проектах люди не просто перечисляют деньги, но и бегут на лыжах, за футбольным мячом или крутят педали велосипеда. И по-новому могут взглянуть на детишек с лишней хромосомой и их родителей.

Посильное развлечение

Точно угадать аудиторию и вызвать интерес, а не жалость - главная задача успешной благотворительной акции. Аукционы проводятся прежде всего для коллекционеров, концерты - для любителей музыки, футбол - для фанатов спорта. Если мероприятия объективно интересны, они принесут результат.

- Главный способ собрать деньги у людей - это их развлекать, - утверждает Ольга Алексеева, директор CAF Global Trustees, международного подразделения фонда Charities Aid Foundation, и автор книги о современной российской благотворительности «История доверия в недоверительные времена».

Идея благотворительного концерта появилась у Гоши Куценко по возвращении из Цхинвала

В этом с ней согласны и российские эксперты. Просить деньги надо не со слезами на глазах, не в юбке до пола, а бодро, весело, с мыслью, что не все так плохо, нас много, мы справимся. Это вызывает доверие и желание присоединиться.

- Это не поход на кладбище, - говорит Катя Бермант. - Мы все свободные люди, каждый развлекается как хочет. Кто-то устраивает корпоратив или шумную вечеринку, кто-то - сбор подгузников. И то и другое имеет право на существование. Благотворительность - один из способов проведения досуга.

Музыка за мир

Звучит композиция «Цхинвал». На экране идут черно-белые кадры хроники событий в Южной Осетии. Кадров немного: вот солдаты, вот бегут женщины, вот разрушенная больница. Но этого достаточно, чтобы в зале поднялись вверх с десяток рук с горящими зажигалками. По залу ходит девушка, раздает белых бумажных голубей.

- Зачем это?

- На память о нашей акции.

- А в чем суть?

- Х... войне!

То ли это правда пацифистские настроения, то ли посетителям клуба «Б2» просто приятно произносить уже узаконенное масскультурой матерное словосочетание. Но здесь это еще и девиз благотворительного концерта Гоши Куценко и группы «7Б» - видимо, поэтому он звучит постоянно, особенно из самых нетрезвых углов клуба.

Иван Демьян, солист «7Б», взывает к сознательности слушателей:

- Мы реально что-то делаем, мы можем изменить мир! Музыка должна спасти нас, ведь она не умеет стрелять и убивать!

Компания мужчин в зале удивляется, когда я говорю им, что это благотворительный концерт в помощь Южной Осетии.

- Да? Неужели? Семьям Цхинвала? Ну, хорошо, - резюмирует один из них. - Значит, два дела хороших сделали: и на концерт сходили, и людям помогли.

Антивоенные музыкальные акции - даже более распространенное явление, чем благотворительные аукционы. Музыканты-пацифисты часто устраивают что-то подобное, а пик активности пришелся на август - сентябрь: тогда выступили и «Машина времени», и Юрий Шевчук с концертом «Не стреляй!».

Сейчас этот концерт планируют выпустить на DVD, а Гоша с Иваном собираются продолжать традицию.

- Концерт прошел очень драйвово, - говорит Иван. - Было видно, как зал переполняло эмоциями... Совместные песни, которые мы исполняли с Гошей, удивили всех, и зал хором пел вместе с нами. В середине концерта на сцену были приглашены миротворцы для награждения. Кто-то даже был на коляске... Вот они - настоящие герои. Здесь нет никакого политического контекста. Здесь только музыка. Музыка за мир.

Ольга Павлова, «Русский репортер»

Фото: Алексей Майшев для «РР»; Антон Белицкий/PHOTOXPRESS; Арсений Несходимов для «РР» ; архив пресс-службы

Источник: expert.ru