Архив:

Инклюзия припарковалась

Директор фестиваля «Мультяшкино 2012» Евгения Мишина: «Социальная сфера - это не интерес, это возмущение и желание что-то изменить». 2 июня, в субботу, с 12.00 в четырех столичных парках – «Перовском», «Бабушкинском», «Кузьминки» и саду им.Баумана пройдет Московский зрительский фестиваль анимации «Мультяшкино».

Для всех

В рамках фестиваля, как это следует из названия, детям покажут новые российские мультики на огромных экранах, а также проведут с ними конкурсы, спортивные состязания. Все желающие смогут посетить мастер-классы по рисованию, лепке, аквамакияжу, искусствам и ремеслам, пообщаться с умными животными и получить советы дрессировщиков и т.д. На первый взгляд может показаться, что устроители обещают нам веселый семейный праздник и призы, но на самом деле, фестиваль этим не ограничивается. Его уникальность не в этом. Помимо анимационной идеи в основе мероприятия лежат еще две – интеграция и интернациональность: в «Мультяшкино» принимают участие ВСЕ дети, без ограничения по возможностям здоровья, а взрослые – аниматоры, специалисты, волонтеры и родители – делают все, чтобы детям было хорошо.

Кроме того, в саду им.Баумана пройдет круглый стол на тему «Инклюзивное пространство – как организовать его в московских парках?» В нем примут участие представители общественных организаций, родительских сообществ, деятели культуры и искусства, журналисты, телеведущие, представители бизнеса. Все они соберутся, чтобы обсудить, как люди с разными возможностями здоровья могут иметь одинаковые социальные возможности. Как сделать так, чтобы инклюзия не заканчивалась плакатами на автобусных остановках, и мы видели инвалидов на улицах нашего города.

По личным мотивам

Как возникла идея соединить эти две темы – анимацию и инклюзию – мы попросили рассказать директора фестиваля «Мультяшкино 2012» Евгению Мишину, члена Союза журналистов России, члена союза журналистов Москвы.

- Почему вам интересна социальная сфера?

- Нынешнее состояние социальной сферы в Российской Федерации нарушает мои представления о том, как человек должен жить и о чем думать. Социальная сфера - это не интерес, это возмущение и желание что-то изменить. Когда все станет хорошо, я, скорее всего, перестану возмущаться и этим заниматься, соответственно.

- Расскажите об истории «Мультяшкино». Как возникла идея инклюзивности?

- Фестиваль всегда был инклюзивным по форме, но в начале у нас не было нужных компетенций, чтобы понимать суть этого предмета. Постепенно компетенции нарастились.

Первый раз фестиваль прошел в 2007 году. Мы его придумали в рамках моего маленького рекламного агентства - как праздник для детей и родителей, поскольку мы все родители (у меня трое, у моей партнерши по бизнесу - тоже трое). Мы хотели прекратить уже заниматься пивным промоушном и заняться тем, что нам близко и понятно. По ходу подготовки у меня возникла мысль «пригласить каких-нибудь детдомовских детей», я попросила девочек позвонить в московские детдома. Их там вежливо послали - ничего не надо, спасибо, и т.п. Я уперлась, и, в итоге, мы привезли на фестиваль 2,5 тысячи детдомовцев - из Москвы и Подмосковья, а также море детей из многодетных и социально неблагополучных семей - их привез «Солнечный круг». Было такое проправительственное движение, не знаю, есть ли оно сейчас. Деньги мы собирали по 5-10-20 тысяч рублей с наших друзей, знакомых, клиентов агентства. Первый фестиваль проходил в подмосковном Архангельском, там мы запарковали 54 автобуса с детьми и еще 10 автобусов с детьми-инвалидами музей-усадьба отказалась пустить на территорию - их запарковал соседний военный санаторий. Когда я увидела 2,5 тысячи детдомовцев (в основном воспитанников коррекционных детских домов) на этом поле, поняла, что уже из этой темы никогда не уйду. Потом был 2008 год. Мы опять проводили фестиваль, там же. В основном тратили свои деньги, заработанные на тех самых пивных промоушнах, и влезали в долги. Провели.

В 2009 году я почти год ходила по коридорам правительства Москвы - с бумажками, просьбами, отчетами и т.п. Я пыталась доказать что это все полезно и нужно. Но полезно и нужно не в контексте «развлечь сироток», а для того, чтобы на родительской части фестиваля (мы делали 2 дня - детдомовский и родительский) распространить информацию по теме: мы напечатали «Азбуку для настоящих родителей» - выдержки из текстов Людмилы Петрановской о семейном устройстве сирот. И это было для меня самым важным в этом фестивале. Больше всех нам помогал Михаил Кравченко (недавно убитый генеральный директор мебельной фабрики «8 марта». - А.О.). Он платил и за печать «Азбуки», и за автобусы, и за дождевики для детей - шел дождь.

- А потом был перерыв?

- Да. По результатам праздника 2009 года у меня есть много красивых писем от правительства Москвы про то, что они меня очень поддерживают, и даже на следующий год дадут нам немного денег на фестиваль. Но денег не дали, как говорится, «тему слили».

В этом году, 12 мая, мне позвонили и сказали, что есть возможность провести фестиваль в четырех парках Москвы. Мой партнер показал по случаю нашу презентацию в «Объединенной дирекции “Мосгорпарк”». И там заинтересовались нашей темой.

Но на подготовку оставалось мало времени, и в парках - неохраняемый периметр, а по нашей концепции дети из детских домов на «Мультяшкино» должны быть в сопровождении взрослых - волонтеров, минимум 1 взрослый на 2 детей. У нас уже не было времени поднять столько компаний и людей, чтобы сделать детдомовскую часть. Поэтому осталась тема инклюзии - она очень тесно связана с детьми-сиротами, и ее я тоже неплохо понимаю, изучала. Поэтому для этого фестиваля мы и решили сделать такую составляющую - не из модных соображений, а исключительно по личным мотивам. Мне действительно очень важно, чтобы дети с разными возможностями жили вместе, росли и развивались.

Анимация

Но вернемся к художественной части, так как мультики на «Мультяшкино» - все-таки первая составляющая. В 2012 году исполняется 100 лет российской анимации. В 1912 году в кинотеатре торгового дома А.Ханжонкова состоялась премьера первого мультипликационного фильма, сделанного первым русским мультипликатором Владиславом Старевичем – «Прекрасная Люконида» («Война рогачей и усачей»). К юбилею устроители фестиваля при поддержке Ассоциации анимационного кино подготовили программу, включающую фрагменты уникальных исторических мультипликационных фильмов, а также мультфильмы, недавно созданные российскими аниматорами.

Мы попросили программного директора «Мультяшкино» Сергея Капкова, журналиста, историка анимации, автора книг по истории кино, режиссера, сценариста и главного редактора сайта «Аниматор» рассказать о ситуации в современной мультипликации и о том, что будет показано на фестивале:

- Из новых мультфильмов - это «Смешарики» студии «Петербург», «Фиксики» студии «Аэроплан», «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд», «Овечки Холли и Долли» студии «Мастер-Фильм» и другие, из старых – это любимая всеми советская классика.

- Много ли у нас в стране сейчас анимационных студий? Можно ли сравнить это с советским временем?


- В то время был «Союзмультфильм», который выпускал до 60 мультфильмов в год, был еще «Экран» и несколько небольших региональных студий. Сейчас в России около 40 студий. По количеству выпускаемых мультфильмов мы чуть обогнали то время, но по качеству, конечно, пока проигрываем.

- Раньше имена мультипликаторов были у обычных людей на слуху. Сейчас, к сожалению, мы почти не знаем аниматоров.

- Аниматоров и сейчас много – работает классик, лауреат премии «Оскар» Александр Петров, Константин Бронзит, работа которого также номинировалась на «Оскара», Олег Ужинов, режиссер сериала «Маша и Медведь», в студии «Пилот» работают ученики Александра Татарского. В узком кругу все хорошо известно, но обычные люди, действительно, не знают аниматоров так, как знали когда-то Котеночкина. СМИ это, видимо, не интересно. «Ну, погоди!» видела вся страна, его смотрели все. Сейчас кинопрокат не заинтересован в короткометражном кино, прокатчики бояться, что на него не пойдут, у них не будет сборов. А телевидение не любит детские передачи, потому что их нельзя забивать рекламой.

- А как бы вы в двух словах охарактеризовали ситуацию в анимации?

- Нестабильная. Могут дать много денег и все кидаются что-то делать, снимать, а на следующий год не дают ничего, и студии начинают закрываться. Поэтому все думают о выживании, о качестве мало кто задумывается.

Итак, все кто соберется 2 июня на фестиваль «Мультяшкино», смогут узнать о новых работах и именах, посмотреть любимые мультфильмы детства. Кроме того, гостем фестиваля станет Павел Коут – чешский аниматор, художник, режиссер (он принимал участие в создании популярного кино-хита «Куки возвращается»), а также лектор и автор мастерских анимации для детей. Господин Коут представит в саду им. Баумана авторские методики работы с детьми с ограниченными возможностями. Еще один гость - студия «Пальма», недавно она отметила свое десятилетие. «Пальма» (раньше она называлась «Пластилиновая ворона») работает в пластилиновой технике, и в ней занимаются дети от 4 до 18 лет.

Анастасия Отрощенко

Источник: miloserdie.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ