Архив:

С ребенком разлучает страх

В Челябинской области малышей с проблемным здоровьем лишают права на жилье, семью, жизнь… Классики и скакалочки — не для всех. Пить горячий чай с мамой, когда за окном дождь, — тоже не для всех. Инвалидное кресло, стены казенного дома и мысли о неизбежной скорой смерти — вот участь более тысячи южноуральских детей, от которых отказались родители. А сочувствующий медперсонал им в этом помог.

— В России закрепилась такая практика: если у новорожденного находят серьезные нарушения в здоровье, маме предлагают отказаться от него, — рассказали нам представительницы движения женщин Челябинской области. Если женщина сомневается, то ей перечислят все проблемы, с которыми ей придется столкнуться. Мало кто, пребывая в состоянии послеродовой депрессии, да еще и под впечатлением от ужасной новости, решится спорить. И эта типичная ситуация — беда нашего общества.

Показательную историю рассказала редактор издания «Уралочка» Елизавета Башкатова:

— Два года назад в одной уважаемой в Челябинске семье родился мальчик с синдромом Дауна. Это был желанный и долгожданный ребенок, но врачи посоветовали оставить его, дабы не мучиться. Сложился стереотип: такие дети не способны учиться, работать. Родители уехали на некоторое время за границу, чтобы пережить свое горе. И там они случайно познакомились с семьями, где растут дети с таким же диагнозом. Они увидели, как эти ребята рисуют и организуют собственные выставки, общаются со сверстниками, играют в спектаклях. Они немедленно вернулись на родину и забрали ребенка. Сейчас это полноценная и счастливая семья.

На содержание каждого ребенка в детдоме в месяц государство выделяет около 25 тысяч рублей. Лучше бы эти деньги сразу предлагали родителям, которые хотят отказаться от больных детей. Но такой практики нет!

На помощь приходят общественники. Но поддерживают не материально, а морально. Но роддома почему-то не рады таким волонтерам. Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова и Совет женщин хотят изменить ситуацию. Сейчас готовится Кодекс профессиональной этики для медиков, которым случается сообщать родителям неприятное известие о здоровье их ребенка. Чтобы новоиспеченная мама сделала правильный выбор, нужно не пугать, а сказать: «Мы вам поможем!»

Детсады отказывают инвалидам

Ольга долго пыталась устроить в детский сад свою дочь Варвару, страдающую синдромом Дауна. Педагогическая комиссия разрешила девочке посещение обыкновенного дошкольного учреждения. Но отовсюду поступал отказ. Ольга все же добилась своего. Правда, уже через несколько месяцев перестала водить Варю в детсад.

— Я даже не могу озвучить то, что пришлось выслушивать моей дочери от воспитателя, — вспоминает мать. — Самое безобидное: «Куда пошла, дура?!»

Найти нормальных педагогов — полдела. Часто детям с патологиями нужна строгая диета, и питание в обычном детсаду не подойдет. Мамы Челябинска обратились с просьбой организовать специальный детский сад. Судя по количеству собранных подписей, нужно как минимум три таких учреждения.

Как-то руководителю Роспотребнадзора РФ Геннадию Онищенко задали вопрос: можно ли детям с синдромом Дауна ходить в детсады с обычными ребятами? Дословно его ответ был такой: «Можно, но нельзя».

— Я считаю, что наряду с коррекционными группами должны быть и инклюзивные, где больные дети могут общаться со здоровыми, и результат достигается за счет социализации, — рассказывает Маргарита Павлова.

В целом ситуация с детсадами в Челябинской области на фоне остальных регионов крепкая. По словам депутата Гордумы Натальи Басковой, дошкольным образованием охвачены 82% южноуральских детей, которым это положено по возрасту. Все трехлетки, которые стояли в очереди, сейчас посещают детсады. Ждут места еще около 14 тысяч детей. Буквально на днях будут составлены списки тех, кто попадает в детсады в этом году.

Законы, которые не работают

— Долгое время с рождения Евы мне никто не мог толком объяснить, что такое синдром Дауна. В роддоме предлагали отказаться от ребенка, — рассказывает Евгения. — Врачи говорили, что родственники могут отвернуться от нас. Так и вышло.

Отец Евы сбежал еще до ее рождения. Пока женщина с дочкой живет у родственников. Но те делают все, чтобы выселить их на улицу. И по закону они это могут.

— К сожалению, сегодня частное право собственности расценивается выше права ребенка на жилье. Этой проблемой также занимается Совет женщин, — отметила Наталья Баскова, которая представляет общественную организацию и муниципальное законодательство одновременно. — Да, детям с такими заболеваниями положено отдельное жилье за счет регионального бюджета. Но он ограничен. Нужно подключать общественность, искать спонсоров, менять законы.

Евгения не может снять квартиру на крошечное пособие. Выйти на работу — тоже не вариант, ведь ребенка не устроить в детский сад. И таких семей полно.

Еще один пример — это получение бесплатных лекарств. Они положены, в том числе, и детям с редкими заболеваниями. Лечение в данном случае очень дорогое, но жизненно необходимое. Без него маленькие пациенты просто умрут. Их родители, конечно же, зацепились за закон, вступивший в силу с начала года, как за спасительную ниточку. Но чиновники говорят: «Нет на вас денег».

Прочитайте эти статистику! Не отворачивайте глаза!

Откажитесь от шоколадки, модной вещи или от билета на популярный фильм. Отдайте эти деньги в помощь несчастным детям и их семьям. Помните нравственный закон жизни: мы обязаны протягивать руку помощи, если хотим, чтобы с нами не случилась такая беда. Наши предки всегда жертвовали десятую часть заработка на благотворительность. И это не много! Часто ли мы это делаем?

Прямо сейчас начните помогать. И поступайте так каждый месяц.

• В России 500 тысяч детей-инвалидов и 700 тысяч социальных сирот, что больше, чем после Великой Отечественной войны.

• Социальные службы Челябинска забирают из семей 70 детей ежемесячно. Возвращаются к родителям только 20%.

• В челябинских роддомах каждый месяц отказываются от 15 новорожденных.

• В Челябинской области 11 тысяч детей-инвалидов. 449 из них стоят в очереди на жилье.

• 19 тысяч южноуральских детей — сироты. Из них 80% — при живых биологических родителях.

• В детдомах Челябинской области проживают 4,5 тысячи детей.

Не знаете, кому конкретно помочь, обратитесь за советом в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области по тел. (351) 737-15-41.

Ирина Карелина

Источник: kp.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ