Архив:

Почему чиновники боятся побед паралимпийцев

Победа на соревнованиях для многих украинских инвалидов - единственная возможность хоть как-то улучшить свое материальное положение

Прошло два месяца после завершения Летних Паралимпийских игр в Лондоне, на которых украинские спортсмены показали блестящие результаты. После возвращения победителей в родные пенаты местные чиновники под прицелами телекамер с удовольствием вручали паралимпийцам грамоты и обещали оказать необходимую помощь. В некоторых областях Украины спортсменам действительно помогли, а в некоторых предпочитали скорее о них забыть.

Футболист без мяча

Когда кировоградец Виктор Зиновьев рассказывает о том, как встречал в аэропорту своего сына (а говорит он отрывисто, косноязычно и с несвойственным его натуре восторгом), думаешь: они оба заслужили эту счастливую минуту. Между спортсменами, которые прилетели из Лондона, и их родителями стояли автобусы. По сигналу автобусы разъехались, позволяя родителям и детям увидеться. Сын Виктора Евгений вернулся на Родину серебряным призером. Паралимпийских призером. Именно последним обстоятельством можно объяснить то, что после первых восторгов внимание властей к судьбе Евгения иссякла.

Виктор сам воспитывал сына, который родился с ДЦП, со спинномозговой грыжей и до десятилетнего возраста семь раз ложился под нож. Зиновьевы живут в невысоком домике с маленькими смежными комнатами. То, что в доме давно нет женской руки, ощущается с порога. У входной двери прикреплен спасательный круг с надписью «Витя. ДМБ-1982». В одной комнате на стене развешаны боевые награды покойного деда, в другой - уголок спортивных наград Евгения. Интересно, что у паралимпийского футболиста дома не имеет мяча - один он его не гоняет, а на тренировки ребята приносят свой.

Жить здесь вдвоем еще терпимо, но если Евгений решит жениться (а в декабре ему исполнится 25 лет), то для трех этот домик будет тесноват. К тому же, сегодня дом - объект судебной волокиты. На запрос газеты в Кировоградской обладминистрации ответили, что все местные спортсмены - чемпионы Паралимпиады-2012 проживают в надлежащих условиях (с родителями или в общежитии). «На данный момент вопрос о выделении финансовой помощи на улучшение социально-бытовых условий призерам XIV Паралимпийских игр рассматривается на уровне председателя облгосадминистрации и будет решен до конца этого года», - говорится в ответе ОГА.

- Отец несколько раз ходил в администрацию, просил помочь с жильем. У нас из-за этого дома уже третий год длится суд. Сегодня мы живем, а завтра могут выгнать. Все говорят: «Да-да-да», но ничего не происходит. Наобещали золотые горы, а после Олимпиады все стихло, - жалуется Зиновьев-младший.

Жили они небогато. Не было денег на гетры - Евгений превращал в них отрезанные рукава от футболки. В 13 лет Зиновьев впервые поехал на открытое первенство Украины по футболу среди больных ДЦП. Он еще не планировал связать свою дальнейшую жизнь со спортом. Во дворе у его дома я с удивлением рассматриваю разбитую детскую куклу. Оказывается, она осталась с тех времен, когда Евгений окончил строительный техникум и работал торговым агентом, продавая игрушки. Футбол вернулся в его жизнь 2010-го. Евгений прочитал новость об успехах паралимпийской сборной по футболу, списался в социальной сети с одним из игроков сборной. Результат - поездка на игры в Лондон и серебряная медаль. Теперь он хотел бы посвятить дальнейшую жизнь футболу, играть, сколько получится, а потом тренировать в Кировограде детей с ДЦП.

- У здоровых, наверное, никогда не будет столько огня в глазах и желания добиться чего-то. Когда ты выходишь на поле, то забываешь, что у тебя какие-то дефекты в ногах, в руках или в голове, - рассказывает Евгений о значении спорта для паралимпийцев.

Миллионер из трущоб

О том, что спортсмен Руслан Катышев представляет Украину на паралимпийских играх в Лондоне, можно было догадаться даже по его очкам: они были закрашены голубым и желтым. В Одессу он вернулся чемпионом: взял золото в прыжках в длину и бронзу в тройном прыжке. Вернулся в маленькую сырую квартиру в аварийном доме, где проживает с семьей уже десять лет. И не хотел бы находиться здесь еще десять.

История, которую рассказывает Катышев, это история хронического безденежья. Спортсмен и его жена инвалиды по зрению, воспитывают двоих детей. Жена не работает, поэтому Руслан главный кормилец в семье. Когда начал рушиться крыша, своих средств на ремонт не хватило, благо помогла бабушка из своих сбережений на похороны. Когда выдали деньги на подготовку к Паралимпиаде, Катышевы потратили их на установку душевой кабинки - до этого приходилось купаться в лоханке. Ездить на спортивные сборы Руслану помогала его тренер личными средствами. Катышев объясняет, что Инваспорт компенсирует проезд, но в том случае, если спортсмен добирается в плацкартном вагоне. Слабовидящим сложно ехать в таких условиях. Наконец, утверждает спортсмен, после возвращения домой со сборов, он традиционно теряет килограмм-другой – на сборах он хоть может досыта поесть.

Все эти детали здесь важны потому, что за две лондонские медали Катышев должен получить из госбюджета премию размером около миллиона гривен (примерно $ 130 тыс.). На эти деньги в Одессе можно было бы купить хорошее жилье. Но Катышев опасается, что если потратит выигрыш на покупку квартиры, наступит день, когда его семье опять будет не на что жить.

- Это значит, что придется сесть тренеру на шею и свесить ноги, а я этого не хочу, - объясняет Катышев свою настойчивость в попытках добиться выделения квартиры. Но пока никаких гарантий он не получил. После триумфального возвращения из Лондона мужчина слышал лишь туманные обещания.

На запрос в управление по делам физкультуры и спорта Одесской ОГА нам тоже ответили без каких бы то ни было деталей: «Мэром Одессы решается вопрос о предоставлении жилья паралимпийскому чемпиону». Вероятно, если бы в этом деле были какие-то конкретные планы и сроки, власть не забыла бы ими похвастаться. Также в ОГА сообщили, что на сессии облсовета в ноябре решится вопрос о премировании спортсмена и его тренера.

Спортом Руслан Катышев занимается с пятнадцати лет, а в следующем году ему исполнится тридцать. Сейчас он на пике своей спортивной карьеры. Местные власти не балуют вниманием паралимпийца, что же будет через несколько лет, если с другими крупными соревнованиями не сложится? К сожалению, ответ на этот вопрос слишком предсказуем.

- Паралимпийские игры не зрелищные, - отвечает Катышев на вопрос, почему паралимпийцы обделены вниманием власти.

Так говорит спортсмен, выступавший в очках, закрашенные краской, и сумел победить с первой попытки. А после этого - позировал, надкушивая медаль, которую не мог увидеть. Это ли не зрелищно? Трудно согласиться.

Не второй сорт

- У меня три высших образования, но не работает тело. Так почему вы нас оцениваете как второй сорт? - Упрек Татьяны Якибчук адресован не журналистам, а власти.

История с получением жилья паралимпийской чемпионкой из Симферополя - это яркий пример того, что обещаний власти о решении жилищной проблемы можно ждать годами. И не дождаться никаких результатов, если не вынести конфликт в публичную плоскость. В 2004 году крымчанка взяла серебро, а четыре года спустя выиграла золото на летних Паралимпийских играх по метанию диска. Якибчук - инвалид первой группы. Передвигаться на костылях или инвалидной коляске в ее маленькой однокомнатной квартире со стандартным размером дверных проемов слишком трудно, поэтому приходится передвигаться ползком. По возвращении из Пекина в 2008 спортсменка пыталась получить разрешение на пристройку к своей однокомнатной квартире. Не позволили, но обещали помочь с новым жильем. Годы шли, власть менялась, и все обещания начинались сначала.

- За эти годы меня, как девочку, унижали. Было очень много унижения. Мне нужно было доказать, что я тоже человек и имею право на жизнь, - рассказывает Якибчук.

Наконец она решилась рассказать о своей проблеме журналистам. Когда конфликт перешел в публичную плоскость, вновь возобновились обещания местных властей предоставить спортсменке жилье в ближайшие месяц-другой. Не так давно ей даже показали двухкомнатную квартиру в недостроенной многоэтажке, готовность которой составляет пока 60%. После того, как дом сдадут в эксплуатацию, эту квартиру обещают выдать Якибчук, забрав взамен старое жилье. Спортсменка называет ее квартирой-мечтой, при этом добавляя, что мечты порой сбываются, а иногда нет. Однако показав недострой, ей пока не предоставили документов, подтверждающих, что квартира перейдет в распоряжение девушки.

- Я не инвалид. Просто я не знаю, как это быть здоровым, как это бегать. Я хочу жить, как все нормальные люди. Дайте мне такую ​​возможность! - Восклицает Якибчук.

На летних Олимпийских играх в этом году Украина заняла 14-е место, а на Паралимпийских четвертое. «В чем секрет успешности наших паралимпийцев?» - спрашивал я у тех, кто мог бы этим секретом поделиться. Объяснений было несколько. Кто-то связывал это с сильной тренерской базой. Кто-то говорил, что в здоровом спорте, прежде чем тебя заметят и начнут заниматься всерьез, надо показать высокие результаты, тогда как в паралимпийском пытаются помочь даже при изначально низких результатов. Но самым убедительным было объяснение, что победа на паралимпийских соревнованиях для многих украинских инвалидов - это единственная возможность не только заявить о себе, но и хоть как-то улучшить свое тяжелое материальное положение. Поэтому и на высокий результат наши паралимпийские спортсмены нацелены больше, чем представители благополучных стран. Другое дело, что, даже добившись серьезных побед и с триумфом вернувшись домой, получив из рук губернатора или мэра грамоту и значок, уже завтра паралимпийские чемпионы могут снова превратиться для власти в невидимок.

Рустем Халилов

Использованы материалы Интернет-издания «Коментарі»

Источник: /

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ