Архив:

Нижегородское метро: тест на инвалидной коляске

Нижегородская подземка обслужила первого пассажира, рискнувшего спуститься к поезду в инвалидном кресле.

В начале октября на вооружение нижегородского метрополитена поступили две машины для спуска и подъема инвалидов-колясочников по лестницам подземки. До вчерашнего дня аппараты ожидали своих пассажиров на станциях "Московская" и "Парк Культуры". Корреспонденты "РГ" вместе с нижегородцем Романом Пономаренко решили испытать эту технику в деле.

По словам сотрудников метрополитена, пассажиров-колясочников они еще не перевозили никогда. Один ветеран, правда, вспомнил: еще в советское время работникам подземки доводилось один или два раза буквально на руках заносить и выносить людей, прикованных к инвалидному креслу.

- Но это было так давно, что запомнилось лишь одно: намучились и мы, и сам необычный пассажир, - говорит Сергей Сухотин, мастер участка механизации нижегородского метрополитена.

Обкатка лунохода

Роману Пономаренко довелось первому испытать "мобильный аппарат для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями", эдакий "луноход". Сходство с космическим агрегатом - в скорости, обилии колес и колесиков.

Но обо всем по порядку. Роман долго сомневался, стоит ли ему рисковать и тратить уйму времени, чтобы воспользоваться услугами метро. Однако корреспонденты "РГ" убедили его: "не попробуешь - не узнаешь". Для понимания затрат времени ведем хронометраж.

В 8.50 сообщаем дежурному контролеру станции "Парк культуры" о необходимости перевозки инвалида и интересуемся, есть ли для этого техническая возможность - ведь пандус у входа в метро пригоден только для мам с колясками. Та консультируется с начальством и отвечает:

- Да, у нас есть специальное устройство для перевозки таких пассажиров, только придется 20-30 минут подождать.

Пока ждем чудо-аппарат, зубоскалим: наверняка что-нибудь не сработает, поломается или заглохнет - горький опыт подсказывает.

- Многое из того, что сделано для создания безбарьерной среды, выполнено без понимания наших потребностей, - говорит Роман. - Возьмите, к примеру, пандусы, построенные под углом чуть не в 45 градусов! Огромные деньги потрачены на инфраструктуру, а она бесполезна в большинстве случаев. Среду надо создавать для людей, работающую, а не для галочки. Считаю, что правительство региона должно консультироваться с колясочниками, прежде чем утвердить тот или иной проект.

Тем временем в 9.15 рабочие метрополитена выкатывают колесно-гусеничный механизм с платформой, на которую Роман закатывается задним ходом.

- Не бойся, - подбадривают первопроходца транспортники. - Спускаться на луноходе будешь плавно, но долго.

- Питание в дороге предусмотрено? - отшучивается пассажир.

Впритирку с косяками

Шутки шутками, а путь от входа в метро до платформы, который обычный пассажир проходит максимум за пару минут, Роман с помощью Сергея Сухотина преодолевает почти за пятнадцать.

Через ступени луноход переваливается на гусеницах, а в тоннеле аппарат надо толкать. Тут то и обнаруживаются изъяны, преодолеть которые аппарат без дополнительных усилий сопровождающего не может - слишком малы колеса.

Следующая засада ожидает Романа в дверях, ведущих в кассовый зал. Пытаемся протиснуться в одну - не получается…

- Через какую же я провозил аппарат наверх? - пытается вспомнить Сухотин. - Ага, кажется вот она.

Буквально впритирку с косяками Сергей проталкивает платформу к турникетам. Через створки контрольного устройства луноход с коляской тоже свободно не проходит - приходится отводить их вручную.

Еще одна лестница позади - и вот первый человек-колясочник уже на посадочной платформе "Парка культуры".

- Садиться будем в первый вагон, - предупреждает Сухотин. - А дежурная по станции должна предупредить машиниста, что в его поезде поедет необычный пассажир.

- В метро я впервые за двадцать с лишним лет, - говорит Роман. - Предыдущая поездка в подземке состоялась еще в детстве и без коляски…

Доехав до следующей станции, Роман и сопровождающие его лица вышли из поезда, чтобы вернуться на "Парк культуры". Здесь, пройдя через те же узкие места, луноход с пассажиром неспешно выбрался на поверхность. На часах - 9.58.

Позвони диспетчеру

В целом результат эксперимента можно считать положительным - к такому выводу приходят все участники необычной поездки: "луноход" работает, сотрудники метрополитена внимательны и предупредительны, человек в инвалидном кресле может воспользоваться услугами подземки.

- Однако час с лишним, затраченный на пятнадцатиминутную (в обычном режиме) поездку, - непозволительная роскошь, - говорим мы Сухотину. - Вряд ли кому-то из колясочников захочется полчаса ждать вас у входа.

- Можно было не ждать, - парирует мастер метрополитена. - Достаточно предварительно сообщить нашему диспетчеру, что в такое-то время от такой-то станции отправится инвалид-колясочник. В назначенный час я или мои работники прибудут туда с аппаратом и препроводят спецпассажира до нужного места.

- Как я мог найти диспетчера? - интересуется Роман. - Если бы не сопровождающие, я даже дать знать о своем намерении не смог бы.

По словам Сухотина, телефон диспетчера метрополитена сообщали по телевидению примерно два месяца назад - вскоре после того, как в подземке появились два первых "лунохода". А с тем, что номер, по которому инвалид может связаться с диспетчером, необходимо вывесить у входа на все станции метро, мастер участка механизации согласился.

Кстати

С диспетчером нижегородского метрополитена можно связаться по телефону: (831) 249-95-50.

Виктор Девицын

Источник: www.rg.ru