Архив:

Безбарьерное воздушное пространство

Верховный суд РФ в середине ноября признал законным отказ авиакомпаний перевозить инвалидов-колясочников, если в самолете отсутствуют необходимые для этого условия. Тем временем, в Госдуме РФ готовится ко второму чтению законопроект, который приведет Воздушный кодекс РФ в соответствие с Конвенцией ООН по правам инвалидов, к которой Россия присоединилась в мае этого года.

Вопрос о том, как регламентировать перевозку инвалидов-колясочников, в России назрел уже давно, но обострился еще больше со вступлением нашей страны в ряды подписантов Конвенции ООН по правам инвалидов. На сегодняшний день в законодательстве нет четких инструкций по обслуживанию инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению и других маломобильных групп граждан.

Наши законы

Отраслевое законодательство минимально учитывает особенности перевозки граждан с ограниченными возможностями. Так, ст.107 Воздушного кодекса РФ касается этого вопроса довольно косвенно, утверждая лишь, что если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий или угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки. Однако как эти особые условия трактуются, есть эти особые условия или их нет, какие нужны специальные условия для перевозки - все эти вопросы законодательство напрямую не регулирует.

В главе VIII "Перевозка отдельных категорий пассажиров" Федеральных авиационных правил, утвержденных в 2007 году, условия авиаперелета инвалидов описываются более детально. Так, согласно документу, перевозка недееспособных пассажиров может осуществляться только в сопровождении совершеннолетнего пассажира (п.109). Перевозка неспособного передвигаться самостоятельно пассажира в кресле-коляске или перевозка пассажира на носилках также требуют сопровождающего лица. Однако такие пассажиры могут пребывать на борту без сопровождения, если это позволяют правила авиаперевозчика, другими словами, если персонал авиаперевозчика выполняет функции сопровождающего.

Притом ФАП регламентирует, что авиакомпания вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров. "Кроме того, нет и норм, по которым регламентировано количество инвалидов на борту ВС, - говорит депутат Госдумы, соавтор поправок в Воздушный кодекс Владимир Крупенников. - Таким образом, сегодня последнее слово имеют за собой капитаны воздушных судов, и они руководствуются внутренними инструкциями авиакомпании и субъективной оценкой ситуации, отказывая инвалидам в перевозке".

Взгляд с двух сторон

Текущая ситуация закономерно не устраивает ни инвалидов, ни авиакомпании. Первые апеллируют к своим правам, прописанным в Гражданском кодексе: пользоваться публично предоставляемыми услугами. Перелет с сопровождающим заметно ударяет по бюджету, а претензии к тому, что в случае возникновения аварийной ситуации инвалид не сможет самостоятельно добраться до аварийного выхода, большинство с негодованием отметает. Не устраивает инвалидов и постоянное ожидание отказа в перевозке.

"Инвалид на борту - это не угроза для безопасности других пассажиров, это угроза для самого инвалида, - считает В.Крупенников. - Но это обусловлено объективными причинами, точно так же инвалид больше других рискует и на корабле, и в поезде, и дома в случае пожара. И отсутствие сопровождающего не должно быть причиной отказа в предоставлении услуги".

Усложняет ситуацию и то, что многие инвалиды игнорируют необходимость заблаговременно предупредить авиакомпанию о своих ограничениях. "Валить все на инвалидов было бы проще всего: мол, они не дают информацию. Но это не совсем справедливо, - говорит заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. - Когда нас заставляют давать информацию о себе, нам кажется, что нам могут отказать, поэтому мы стараемся минимизировать эту информацию. Хотя она нужна наоборот для того, чтобы улучшить условия перелета. В первую очередь, надо формировать культуру взаимодействия перевозчика и маломобильного пассажира, чтобы тот знал, какие услуги ему оказывают".

У авиакомпаний свой взгляд на вещи. Аргументы, которые приводят перевозчики - это необходимость оборудовать борта самолетов оборудованием для инвалидов, что финансово невыгодно, снижение безопасности для пассажиров и необходимость нести и репутационные и финансовые издержки в случае гибели инвалида в внештатной ситуации.

Притом представители бизнеса апеллируют к тому, что заботу об инвалидах должно оказывать государство. "Безусл

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ