Архив:

Зимние затворники

За последние годы петербуржцы уже привыкли, что передвигаться по зимнему городу — это как преодолевать полосу препятствий. Сверху атакуют сосульки, снизу не дают проходу гололед, сугробы или соленая жижа. Для тысяч людей эти преграды становятся непреодолимыми. Петербургские инвалиды просто боятся выходить из дому с декабря по март. С какими трудностями приходится сталкиваться тем, кто все же отваживается на прогулки по Петербургу на инвалидной коляске или с белой тростью в руке, «МК» в Питере» рассказали несколько смельчаков.

По сугробам задним ходом

В Петербурге более десяти тысяч инвалидов-колясочников. Вспомните, когда вы видели кого-нибудь из них в последний раз. Вероятнее всего, осенью. Зимой такие люди стараются не выбираться из дома. Если летом они еще хоть как-то могут передвигаться, может быть, недалеко, хотя бы по своему двору, чтобы подышать воздухом, то зимой для многих из них проблема — отъехать хоть на пару метров от парадной.

— Дворы убираются у нас очень плохо. Обычные пешеходы протаптывают себе дорожки до расчищенных участков. А нам по такой тропке не проехать, она ведь часто уже, чем наша коляска, — рассказывает инвалид-опорник Евгения Гурова.

Она живет в пригороде Петербурга, но учится в центре города в институте печати. На заочном отделении. Сейчас как раз зимняя сессия начинается. Чтобы добраться до вуза, девушке приходится пользоваться общественным транспортом.

— Зимой это гораздо сложнее, чем летом, — уверена девушка. — Из-за того, что дороги плохо убраны, автобусам и троллейбусам иногда не подъехать вплотную к тротуару. Другие пассажиры могут просто запрыгнуть в салон автобуса, сделать шаг подлиннее, а моему сопровождающему приходится поднимать меня с коляской.

Зимой инвалидам-опорникам без сопровождающих на улицах вообще делать нечего. Есть риск завязнуть в сугробе прямо посреди улицы.

— Самое неприятное на тротуарах — это снежная каша, — считает Евгения. — Колеса в ней вязнут, особенно маленькие передние. Из-за этого часто приходится выезжать на дороги, они все же лучше убраны. Но там есть опасность быть сбитой машиной.

Да и перебраться на дорогу колясочнику бывает непросто. Во-первых, нужно еще место найти, ведь вдоль обочины машины иногда стоят вплотную друг к другу. И где пешеход еще может просочиться, инвалиду уже не проехать. Приходится отъезжать назад в поисках лазейки. Во-вторых, на границе проезжей части и тротуара часто скапливаются грязь, вода, снег со льдом. Евгения, например, советует преодолевать такие сугробы задним ходом.

— Мне гололед не так страшен. Но моему сопровождающему мы купили специальные накладки на обувь. Они с шипами. Особенно хорошо это приспособление помогает на лестницах. Если там скользко, то пешеходы могут держаться руками за поручни, балансировать как-то. А у моего помощника руки заняты коляской, вся надежда на ноги, — объясняет Евгения Гурова.

Еще одна опасность, подстерегающая колясочника на тротуаре, — ледяные наросты. Они часто образуются под водосточными трубами или просто вследствие плохой уборки. Обычные люди на них подворачивают ноги, а у коляски может «подвернуться» колесо, соскочить в неожиданном направлении. Это неприятно и иногда приводит к опрокидыванию всей коляски.

Петербурженка Ксения, которая тоже вынуждена передвигаться на коляске, также пожаловалась на скользкие тротуары, но с оговоркой.

— Я бы очень хотела, чтобы их чаще посыпали песком, но только не солью, не нынешними реагентами, — сообщила девушка.

Оказывается, ядовитая химия, которой борются со снегом и льдом в городе, разъедает не только обувь пешеходов, лапы собак и днища машин. Ее воздействие также пагубно сказывается и на инвалидных колясках. От реагентов страдают и металлические части, и резина колес. И это еще один повод для людей, ограниченных в передвижении, не выходить зимой из дома. Уж лучше посидеть дома и сохранить свое средство передвижения для поездок в теплое время года.

Снег прячет ориентиры слепых

Также сложно встретить на улицах Петербурга зимой человека с белой тростью, хотя в городе порядка 13 тысяч человек имеют ограничения по зрению (слепые или слабовидящие).

— Нас, отважных, кто выбирается из дома зимой, единицы, по пальцам, наверное, можно пересчитать, — рассказывает незрячий питерский диджей Геннадий Чудновский. Он-то регулярно ходит по Петербургу, невзирая на снег и ветер, продолжает работать в клубе, встречаться с друзьями.

— Но зимой передвигаться гораздо сложнее, скорость ходьбы сильно снижается, — заметил Геннадий.

Главная проблема людей, которые ориентируются в пространстве прежде всего с помощью трости, состоит в том, что зимой снег сглаживает все их привычные ориентиры.

— Летом четко ощущается конец тротуара, все поребрики. По ним легко запоминать, где надо сделать поворот. Зимой весь ландшафт выравнивается, и ты не чувствуешь дорогу. Особенно это заметно в снегопады или по утрам, когда дворники еще и не начинали убираться, — говорит Чудновский.

И если в центре города на улицах расчищают тротуары до бордюров, то во дворах незрячим совсем тяжело.

К тому же зимой они, как никто другой, рискуют попасть под обвал сосулек. Ведь такие люди не видят предупреждающих знаков и нависшие на карнизах домов глыбы льда. Им также трудно обойти скользкий участок на тротуаре.

— В Петербурге люди часто помогают. Подсказывают, куда я зашел, когда теряюсь. На лестницах и в метро поддерживают. Правда, я заметил, что многие боятся помогать. Ко мне однажды обратился подвыпивший мужчина и сказал: «Если бы я был трезвый, я б не подошел к тебе — стесняюсь», — вспоминает Геннадий.

Зато часто молодежь и некоторые невоспитанные взрослые не стесняются спрашивать у Геннадия, зачем ему темные очки зимой. Не верят, что он не видит.

Иногда над слепыми подшучивает природа. С весны по осень она просто подставляет им ветки кустов и деревьев, а зимой еще и сыплет с них снегом за шиворот.

Недавно на Полюстровском проспекте недалеко от центра «Контакт» Всероссийского общества слепых были уложены первые тактильные тротуарные плитки. На них нанесены полосы и точки, которые помогают незрячим ориентироваться в пространстве. Возможно, в будущем такие плитки появятся и в других местах города. Они уже есть в Москве. В столице они уложены на поворотах улиц. Перед сходом с тротуаров возле светофоров. Но, к сожалению, зимой эти приспособления малоэффективны все из-за той же плохой уборки улиц. Снег просто забивается в промежутки между выпуклостями, и вся плитка становится ровной, а иногда в придачу еще и скользкой.

— Зимой нам бы очень помогли недорогие и удобные в использовании GPS-навигаторы. Было бы здорово, если бы город помог с их разработкой и приобретением. Тогда бы не пришлось блуждать в поисках поребриков, и гораздо больше незрячих рискнули бы выходить на улицы в любое время года, — полагает Геннадий Чудновский. — Правда, на морозе пользоваться этими навигаторами не очень приятно, холодно голыми руками их настраивать.

Елена Михина

Источник: spb.mk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ