Архив:

Как выжить в Перми незрячему человеку?

Вы можете себе представить, как это — ничего не видеть вокруг себя? Для некоторых — это реалии жизни, с которыми им приходится мириться. «Инвалид» — в нашей стране это статус, обрекающий человека на непрерывную борьбу с недугом и стереотипами. В Пермском крае зарегистрировано около 250 тыс. людей с ограниченными способностями, это почти 10% населения региона.

Василий Сорокин инвалид первой группы, заместитель председателя пермской городской организации «Всероссийского общества слепых». Зрение он начал терять с пяти лет, за годы жизни он уже научился ориентироваться в пространстве с помощью трости и слуха: «Каждая поездка для меня даже по знакомому маршруту от дома до ДК ВОС — это большой стресс. Это для здорового человека не составит труда сесть в автобус и доехать до нужного ему места, для незрячего — это сложная задача. Наши автобусы не оборудованы динамиком, который объявляет номер маршрута, поэтому мне приходится просить помощи у прохожих, чтобы сесть на свой автобус. Сейчас почти во всем городском транспорте объявляют названия остановок, это очень помогает незрячим людям. Но порой, водители автобуса останавливаются не на остановочных комплексах, а за ним, либо, не доезжая до него, а для меня любой предмет, будь то урна или опора остановки — это маячок, по которому я ориентируюсь и выбираю нужное мне направление, если же остановки нет, то я могу запросто потеряться».

В городской организации «ВОС» зарегистрировано 1200 инвалидов по зрению, общее количество незрячих в Перми 7000 человек. Из них тотально слепых более половины. Перекрестков, оснащенных светофорами с сигналом немного, из 360 светофоров в городе, лишь несколько оснащены сигналом: «Раньше были старые советские светофоры, у которых были громкие и удобные сигналы. Те, что устанавливают сейчас, хуже качеством. Например, светофор на перекрестке Компроса и Краснова практически не слышно при интенсивном патоке машин», — рассказывает Василий Сорокин.

Для того чтобы слабовидящие люди могли безопасно передвигаться по лестнице, первая и последняя ступеньки должны быть выделены ярким цветом. Ни в одном крупном магазине или здании общественного пользования этого не сделано. «Нам приходится пользоваться помощью зрячих людей для похода в магазин за продуктами. В других странах в супермаркетах есть магнитные маркеры, которые помогают незрячему определить наименование продукта и его стоимость. Одинокий незрячий человек имеет крайне мало возможностей, зачастую он пользуется небольшими близлежащими к его дому магазинчиками и надеется на честность продавцов. Сейчас в городе появилась фирма, которая возит инвалидам и пожилым людям продуктовые наборы домой за небольшую плату».

У незрячего человека гораздо меньше возможностей себя реализовать в какой-то профессии. В Перми живут многократная чемпионка параолимпийских игр по лыжным гонкам и биатлону Надежда Чиркова и многократный призер по лыжным гонкам Ирина Селиванова. В крае живет чемпион мира по шахматам среди слепых Владимир Берлинский. «Что касается производства, то в 90-е годы наша организация потеряла налоговые льготы, прекратился госзаказ и специализированные предприятия общества слепых, где более 50% работающих - инвалиды, просто задавила конкуренция. Я на предприятии отработал с 1985 по 2007 год, в советское время там работало 1200 человек, половина незрячие. Сейчас работает 35 инвалидов по зрению. Попытки исправить ситуацию делаются, у нас в Перми медицинский колледж готовит массажистов, и даже если треть из курса сможет устроиться на постоянную работу — это уже успех. Одно время в Москве пытались брать на работу в колл-центры инвалидов по зрению, но затея эта провалилась. Может быть эта практика прижилась бы у нас, но такой практики в Перми не было. По большому же счету ни одному работодателю не нужен работник с физическими ограничениями» — поделился Василий Сорокин.

Василий, как инвалид первой группы, получает ежемесячную пенсию — 13 тыс. руб.: «В целом это нормальные деньги, но вот, например, мне нужно делать ремонт в квартире. Самостоятельно я это сделать не смогу, мне придется нанимать рабочих, а это дополнительные расходы. Если мне нужно куда-то поехать или что-то привезти — это снова расходы. То, что без труда может сделать зрячий человек, мне приходится делать с чьей-то помощью. Раньше у нас была традиция летом плавать на теплоходе до Астрахани, теперь это могут себе позволить немногие». Если раньше в ДК ВОС проводились всевозможные мероприятия для инвалидов по зрению, то сейчас чтобы изыскать средства обществу приходится сдавать помещения дворца в аренду: «Раньше большинство незрячих проживали в одном микрорайоне, недалеко от предприятия, правления, ДК, специальной библиотеки. Мы жили дружно, вместе ходили на конкурсы, встречи, концерты... А сейчас все разъехались кто куда, и главная проблема — это доставка людей. Поэтому мероприятий проводится не так много».

Сказать, что инвалиды по зрению совершенно изолированы от общества нельзя. Среди команд из разных регионов проводятся соревнования по интеллектуальным играм, фестивали и конкурсы по разным видам искусств, спортивные соревнования. А в специальной библиотеке для слепых людей обучают работать на компьютерах: «На компьютер установлена специальная программа, которая голосом называет все, что происходит на мониторе. Мы учим тому, каким образом работать с этой программой. У незрячего человека появляется доступ к неисчерпаемому источнику информации в интернете и всевозможным программам, для общения, например «Скайп» — рассказывает Алексей Викторов программист информационно-компьютерного центра при библиотеке «ВОС».

По словам сотрудников пермского отделения «ВОС», Пермь очень отстает от других городов России по созданию безбарьерной среды для инвалидов по зрению. Так, например, социальный проездной стоит у нас 610 рублей, а в Питере инвалиды 1-ой и 2-ой группы и их сопровождающие ездят бесплатно. Однако власти города и края уже обратили внимание на проблему инвалидов. В начале февраля Пермский край вступил в целевую федеральную программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения». К маломобильным группам населения относятся беременные женщины, матери с колясками и пожилые люди. Пока все пункты программы прорабатываются на бумаге, когда они будут воплощены в жизнь неизвестно.

Анфиса Мартынова

Источник: prm.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ