Архив:

О труде инвалидов. Продолжение

Вторая часть публикации посвящена правовым аспектам трудоустройства инвалидов. Здесь рассматривается назначение и содержание документов медико-социальной экспертизы, обязанности нанимателя в части квотирования и оборудования специальных рабочих мест.

Индивидуальная программа реабилитации

По результатам МСЭ в соответствующих случаях выдается справка об инвалидности. Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н “О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления”. В справке обязательно указывается группа инвалидности, причина и срок установления инвалидности, дата очередного освидетельствования.

Помимо справки выдается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Документ содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. ИПР готовится специалистами соответствующего бюро МСЭ и заверяется его руководителем. Форма и порядок разработки ИПР утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 4.08.2008 № 379н.

Разработку ИПР проводят при медико-социальной экспертизе на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. Программа может быть рассчитана на год, на два года либо бессрочно.

Индивидуальная программа включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей к выполнению определенных видов деятельности.

Данные, содержащиеся в ИПР, важны для последующего трудоустройства либо продолжения трудовой деятельности. В программе указываются: степень ограничения способности к трудовой деятельности лица, признанного инвалидом; перечень мероприятий по профессиональной реабилитации инвалида, в том числе мероприятия по профориентации, профобучению (переобучению), содействию в трудоустройстве и производственной адаптации; сведения о противопоказанных и доступных для инвалида видах труда.

Программу осуществляют организации-работодатели, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, а также негосударственные реабилитационные и образовательные учреждения.

ИПР обязательна к исполнению соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также организациями-работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2. ст. 11 ФЗ № 181 от 24.11.1995 “О социальной защите инвалидов в РФ”).

В то же время ИПР носит рекомендательный характер для самого инвалида: он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий или же от реализации ИПР в целом. Но такой отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации от ответственности за выполнение ИПР.

Квоты для трудоустройства

Гарантии трудовой занятости инвалидам предоставляются федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Для этого такие органы проводят специальные мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Перечень мероприятий приведен в ст. 20 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”. В их числе:

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- обучение инвалидов новым профессиям.

Законодательством субъектов РФ для организаций, где численность работников превышает сто человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота действительна для организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников и должна составлять от 2 до 4 процентов (ст. 21 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”). Кроме того, федеральным законом № 183 от 02.07.2013 внесены изменения в ст. 21 ФЗ № 181 от 24.11.1995: с 14 июля 2013 года субъектам РФ предоставлено право устанавливать в региональном законодательстве квоту для приема на работу инвалидов для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек; при этом квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников.

Квотирование рабочих мест подразумевает обязанность работодателя создавать или резервировать рабочие места для инвалидов, обеспечивать на таких местах условия труда в соответствии с ИПР инвалида, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Эта квота служит минимумом, ниже которого работодатель не вправе опускаться. За неисполнение обязанности по созданию или выделению мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты установлено административное наказание работодателя в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). В то же время работодатель может принять инвалидов на работу сверх установленной квоты, но это уже его право, а не обязанность. Отказ в приеме на работу инвалида сверх установленной квоты признается правомерным.

Установленную квоту для трудоустройства инвалидов нельзя рассматривать как гарантию приема инвалида на работу в любую организацию численностью более ста человек. Ведь места, выделенные для инвалидов, могут быть уже заняты другими работниками с ограниченными возможностями; также для работы на квотируемых местах может потребоваться квалификация, которой соискатель-инвалид не обладает.

Специальные рабочие места

Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах квоты для трудоустройства инвалидов устанавливают для каждого предприятия, учреждения и организации минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Такие места требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Создание специальных рабочих мест для инвалидов требует от работодателя финансовых затрат, поэтому не все работодатели с охотой выполняют данную обязанность. В связи с этим возможна финансовая поддержка со стороны государства. Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать в региональном законодательстве порядок и условия предоставления средств на создание рабочих мест для инвалидов. Некоторые регионы выделяют субсидии организациям, создавшим специальные рабочие места и трудоустроившим на них людей с ограниченными возможностями. Так, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 № 92 утвержден “Порядок предоставления в 2013 г. субсидий на создание, модернизацию рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Зачастую специальное рабочее место для инвалида возможно создать с минимальными затратами. По данным исследований, проведенных в США, в 70% случаев создание такого рабочего места обходилось дешевле 500 долларов. Иногда бывает достаточно оснастить рабочее место недорогим беспроводным переговорным устройством к телефону, модифицировать рабочее кресло или произвести другие несложные и недорогие операции.

Справка при трудоустройстве

Будет полезным обратить внимание на то, что справка об инвалидности и ИПР не указаны в перечне документов, предъявляемых при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Более того, наниматель не вправе требовать от соискателя какие-либо документы кроме предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства страны (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). Не предусмотрена данными нормативно-правовыми актами и обязанность работника предъявлять при трудоустройстве документы, подтверждающие наличие инвалидности либо ее отсутствие.

Таким образом, работник может получить работу на общих основаниях и не заявлять нанимателю о своей инвалидности, но в этом случае работодатель не несет ответственности за непредоставление такому работнику гарантий и льгот, за необеспечение условий труда, предусмотренных законодательством для инвалидов. Если же работник претендует на квотированное для трудоустройства инвалидов либо на специально оборудованное рабочее место, то без подтверждения факта инвалидности и ознакомления с ИПР работодатель не может принять работника на такие места; предъявление справки об инвалидности и ИПР в данном случае - в интересах работника.

Денис Журавлев

Источник: www.solidarnost.org

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ