Архив:

"Только жалеть нас не надо"

Оренбургские инвалиды освоили хоккей на санках

Оренбургский следж-хоккейный клуб «Ястребы» не первый месяц бьёт тревогу. Команда параспортсменов, сформированная больше года назад, до сих пор не может сделать добор игроков. Хоккеисты считают, что инвалидам в Оренбурге проще и удобнее сидеть дома.

Ночные тренировки

Следж-хоккей — паралимпийская версия хоккея на льду — существует в России всего 5 лет. В него играют инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата: с ампутацией, параличом, потерей мышечной активности ног. Оренбург — один из первых городов, где этот вид спорта начал активно развиваться.

В прошлом году сюда переехал действующий игрок клуба «Удмуртия» Михаил Чекмарев. Чтобы не терять форму, мужчина искал здесь лёд и тренажёрный зал и обнаружил, что инвалиды в Оренбурге спортом почти не занимаются. Чекмарева этот факт огорчил, он решил: пора действовать.

«Потерял ногу 8 лет назад в автомобильной аварии. Сначала, конечно, было тяжело, упадок сил, настроения. Следж-хоккей словно дал вторую жизнь. Меня позвали попробовать, потом прошёл медосмотр. А через неделю тренировок я отправился на чемпионат России!» — смеётся Михаил.

Создание команды в Оренбурге 38-летний Чекмарев начал с похода в отделение «Всероссийского общества инвалидов». Вместе с общественниками он ходил по всем организациям, которые обычно посещают инвалиды — соцзащита, протезное предприятие, больницы — приглашал на презентацию этого спорта.

«Доходило даже до того, что мы лично обзванивали оренбургских инвалидов! Те несколько человек, которые пришли на презентацию, до сих пор составляют костяк клуба», — вспоминает Михаил, расчехляя форму. На часах 21:30 — занятия на льду проходят поздно вечером. Домой шесть хоккеистов возвращаются за полночь на своих автомобилях. Михаил Чекмарев надеется, что скоро появится возможность заказывать развозку, говорит, вести автомобиль после двухчасовой тренировки тяжело и опасно.

«Мы такие же мужики»

«Это вы — журналист, который будет про нас писать? Тогда запоминайте, потому что к нам приходило уже столько ваших коллег, и все пишут одно и то же. Бедные инвалиды, какие они молодцы, преодолевают себя. Тьфу! Сопли. Это интересно только бабушкам! Никто не называет обычных хоккеистов героями, а мы чем отличаемся? Да, у кого-то из нас нет ноги, но мы такие же мужики», — «перехватывает» меня в дверях молодой прихрамывающий мужчина. Позже выяснится, что это капитан команды Алексей Канатников, который активней всех занимается привлечением новых игроков на тренировки.

Оренбургский следж-хоккейный клуб пока трудно назвать полноценной командой, способной побеждать в турнирах. Во-первых, из-за острой нехватки игроков. В клубе должно быть 16–17 спортсменов, у «Ястребов» же их всего девять, из которых планомерно тренируются лишь шестеро.

«Мы испробовали уже все средства рекламы: и телевидение, и радио, и плакаты. Даже на улице подходили к инвалидам, приглашали, а они на нас смотрят, как на дураков», — удивляется Алексей.

По словам хоккеистов, выхлоп от их агитации небольшой: из 10 приглашённых лишь один придёт посмотреть на тренировку, а вот придёт ли на вторую…

Хоть завтра в космос

«Почему люди не идут в параспорт? Мы уже ломали над этим голову. Кто-то сомневается, боится, что к нам не попасть. Кто-то просто ленится, сбегает, увидев наши нагрузки. Ведь тренировки очень интенсивные, нас хоть завтра в космос можно! Со льда выходим мокрые, как лягушки!» — рассуждает Михаил Чекмарев.

В хоккее на санях, как и в классическом, тоже идёт силовая борьба. На тренировках спортсмены намеренно не «бьются» друг с другом, но на соревнованиях это всегда серьёзная битва: удары о борт, столкновение саней — привычное дело.

«Из года в год растёт уровень наших соперников. Ещё два года назад в России было всего 4 команды, сейчас на чемпионат соберутся уже 8. А ещё сколько клубов только начинают формироваться! Следж-хоккей только набирает обороты», — радуются спортсмены.

Как на автодроме

Из раздевалки № 2 ледового дворцы «Звёздный» доносится смех следж-хоккеистов и обрывочные фразы:

– Блин, краги порвались!

– Влад, ты готов?

– Ну что, идём?

На ледовую арену выходят несколько человек, садятся в сани, пристёгиваются и стремительно ездят по кругу, ожидая команды тренера.

«Раньше я сам учил ребят играть. Но это была скорее физкультура, чем профессиональные тренировки. Теперь мы нашли возможность пригласить хоккейного тренера, теперь будем грамотно распределять нагрузку», — на несколько секунд к бортику подъезжает играющий тренер команды Михаил Чекмарев.

Кардинальных отличий между следж-хоккеем и классическим нет. Состав такой же — пять игроков и вратарь, цель такая же — забить шайбу в ворота соперника. Только периоды не по 20, а по 15 минут. А вместо одной длинной — две небольших клюшки: с одной стороны она изогнута, чтобы вести шайбу, а с другого конца на ней металлические зубцы, чтобы можно было отталкиваться при движении.

Тренер делает жест рукой, и хоккеисты мигом собираются вокруг него. Полминуты, и они тут же разъезжаются в разные стороны, двигаясь с шайбой между оранжевыми дорожными конусами.

Тренировка чем-то напоминает вождение на автодроме: нужно чувствовать ход, продумывать манёвр и знать, где и когда остановиться.

Сами хоккеисты не могут нарадоваться, что их хоккейный клуб получил своё развитие.

«Когда начал заниматься, думал, что это через пару месяцев заглохнет, и мы опять будем сидеть по домам. Но нет, теперь мы не только занимаемся в тренажёрном зале, но и выходим на лёд и даже участвовали в нескольких турнирах!» — радуется молодой следж-хоккеист Влад Масягутов.

Ещё пару месяцев назад спортсмены жили по упрощённому режиму: 2–3 недели «катались», неделю отдыхали. С приходом профессионального тренера Ярослава Чернышёва ситуация изменилась: «Он нам говорит, какой отдых? Одного выходного дня вполне достаточно, и форму не потеряете, и отдохнёте!».

В планах спортсменов — сделать тур по области, презентовать следж-хоккей там, где есть ледовые арены, в надежде пополнить свои ряды. «Вопросы с проживанием решаемы, — уверяют хоккеисты в один голос. — Главное — желание заняться настоящим мужским спортом!».

Многие сегодняшние следж-хоккеисты, когда были здоровы, не то что не занимались профессиональным спортом, но даже не интересовались им. И даже несмотря на это, в параспорте у каждого есть реальная возможность попасть в сборную страны. Играющий тренер команды Михаил Чекмарев за полтора года занятий стал кандидатом в сборную страны на Сочинскую паралимпиаду.

«В сборной есть основной состав, есть резервный, а есть кандидаты, как я. Нас таких много. Если не выпадет честь защищать честь страны, ну, что ж, это жизнь! Для меня в приоритете сейчас «Ястребы». В ноябре мы поедем на международный турнир в Ханты-Мансийск, а потом на чемпионат России в Алексин. Всей командой мечтаем стать чемпионами России, и это только для начала», — Михаил делится грандиозными планами.

Надежда на Сочи

Станет ли новичок, впервые севший в сани, следж-хоккеистом, зависит только от его желания, стремления, упорства. Этот вид спорта не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Сани стоят на лезвиях — одном или двух. Чем больше ширина между ними, тем более устойчивы сани, но менее маневренны, и наоборот. Игра в следж-хоккей подразумевает огромную физическую подготовку.

Ежедневно у спортсменов-инвалидов по две тренировки: первая — рано утром в тире или тренажёрном зале, вторая — поздно вечером, на льду. Каждая длится от полутора до двух с половиной часов. Все спортсмены работают на результат, любой хоккей — не индивидуальный вид спорта, если кто-то ошибся — проигрывает команда.

Дать команде жизнь — это полдела, считает основатель следж-хоккея в Оренбурге Михаил Чекмарев. Сейчас необходимо найти средства к существованию клуба.

«Финансирование — это второй больной вопрос для «Ястребов». К примеру, одни сани стоят около 60 тысяч рублей, а ещё нужна форма, экипировка! Чтобы снарядить одного игрока, нужно не менее 90 тысяч, а для вратаря — 120! Клюшки ломаются, краги (хоккейные перчатки прим. авт.) рвутся, всё это нужно докупать», — Михаил складывает форму обратно в сумку.

На первых порах хоккеистов поддерживает региональное министерство спорта: закупили часть снаряжения, новые сани из Канады. И всё же без спонсоров команде сложно выйти на достойный уровень: нужны тренеры, врачи, техники, а это зарплата, выезды на соревнования, сборы. Годовое содержание клуба составляет порядка 15 миллионов рублей.

«На самоокупаемость следж-хоккейный клуб если и выйдет, то нескоро: слишком мало болельщиков и зрителей на матчах», — огорчается капитан команды.

«Многие же и не знают про нас. Людям говоришь про следж-хоккей, а они думают, что это компьютерная игра. Надеюсь, всё изменится после сочинских игр», — поддерживает капитана тренер.

Полина Седова

Источник: aif.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ