Архив:

Карта доступности в интерпретации чиновников

В России существует много разных так называемых карт доступности для маломобильных граждан, в одной только Москве их несколько штук. Принцип наполнения всех этих карт в общем-то один и тот же: активисты с завидным энтузиазмом, достойным лучшего применения, вооружившись фототехникой, бегают по городу, фиксируют различные объекты инфраструктуры от подъездов жилых домов - до магазинов и театров, затем отмечают эти объекты на карте как доступные, частично доступные или недоступные.

Во-первых, у этих людей нет никаких знаний и опыта, а есть только желание, и объективно они не могут оценивать доступность объектов потому что, как мы уже знаем, удобно - не значит доступно. Во-вторых, мы-то знаем, что и частично доступных объектов не бывает, а эти люди не знают. Ещё они не знают, что такое швеллеры, но многие объекты, при наличии швеллеров, обозначают как доступные.

И если инвалид увидит обозначенный на карте объект как доступный, а на деле упрётся в недоступный магазин, сбербанк или кинотеатр, то это его личная проблема, потому что никто никакой ответственности за информацию на карте не несёт. Т.е. вроде как благими намерениями выстлана дорога в ад. Конечно, можно предварительно позвонить и уточнить по телефону о доступности того или иного объекта, но на том конце провода мало того, что сидит человек, который, скорее всего, тоже ничего в доступности не понимает, и, вероятнее всего, он никогда в жизни не обращал внимания на порог в несколько сантиметров при входе, потому что лично для него это не преграда, и ему ни к чему, что именно этот порог может стать серьёзным препятствием для вас и развернуть вас на 180 градусов. Ширину дверей он тоже с рулеткой не замерял и если он пешком в дверь проходит, ему ни к чему, что вы в своей коляске можете в эту саму дверь не проехать. И вообще, зачем тогда карты доступности? И по какому праву эти карты носят название "карты доступности"? Давайте называть вещи своими именами. Это карты объектов, которые с вероятностью, близкой к нулю, может-быть кому-то и будут удобными.

Но я верю в светлое чего-то там, иначе бы не занималась тем, чем занимаюсь. И вдруг, о чудо, я узнаю о том, что намечается создание настоящей карты прямо доступности объектов Москвы. Даже не карты, а целой автоматизированной информационной системы! Открытый конкурс на сайте госзакупок.

С Марией, руководителем проекта АИС "Доступная среда", мы встречались в качестве независимых консультантов. Изучали систему снаружи и изнури. Проект обещал быть грандиозным и содержать объективную информацию.

Даже Инва Медиа ТВ сделали небольшой репортаж

Вот здесь подробно рассказано, что это за штуковина такая и как она работает

Обсуждались перспективы дополнения проекта доступными пешеходными маршрутами и общественного транспорта.

Портал уникален тем, что не какой-то там человек из ниоткуда "рисует галочки доступности" на карте, а система автоматически определяет доступность объекта на основании внесённых в неё нормативов, сопоставляя их с данными из паспортов объектов, заполненных компетентными лицами, которые не на глаз определяют доступность, а с рулетками, уровнем и чем там ещё. И не только входной группы, как это делается обычно дилетантами, а всего объекта. Плюс фото. Т.е. если система определила объект недоступным, это не значит что он для кого-то неудобен и человек, ориентируясь по фото и данным из паспорта, может сам для себя решить - стОит посещать конкретный объект или не стОит. Прочувствовали всю важность и значимость АИС "Доступная среда"?

С технической стороны портал готов предстать перед широкой публикой, но не запущен, хотя изначально запуск намечался на декабрь 2012 года.

Зато вместо портала с картой доступности и паспортизацией объектов появился эээ... ммм... сбор данных для портала "Открытые данные". Заходим и открываем, например, инструкцию по заполнению карточки обследования жилого дома на предмет доступности для инвалида. Внимательно читаем:

Входная группа
Лестница до уровня входной площадки
«есть», если имеется лестничный марш в три и более ступеней
«нет», если к входной площадке ведет одна-две ступени, которые инвалид на кресле-коляске может преодолеть с помощью сопровождающего (частичная доступность).

О как! Одна-две ступени - лестницы нет. А что тогда есть? У филологов, наверное, мозг наизнанку вывернулся.

Но инвалидам ещё хуже - мечта выйти из дома вдребезги разбилась о безлестничную частичную доступность в одну-две ступени. Чтобы инвалид смог выйти из дома и попасть к себе домой, он должен преодолевать эту самую частичную доступность с помощью некоего сферического коня в вакууме, официально именуемого сопровождающим. Где взять сопровождающего? Кто и на каком основании определяет есть ли у инвалида сопровождающий или нет? Может ли инвалид с помощью сопровождающего преодолеть эти ступени или не сможет? Как чины умудряются вопреки закону и здравому смыслу творить абсурд? Какое отношение всё это имеет к доступной среде? В голове хоровод вопросов, на которые нет ответов.

Автоматизированная система определила бы объект как недоступный, а портал "Открытых данных" скажет, что объект частично доступен, Собянин и Петросян дорисуют в свою статистику ещё процент, а инвалиды как сидели, так и будут сидеть дома.

Портал отражал бы реальные данные по доступности. Потому что по паспортам, потому что под ответственность. И всё бы ничего, но появится ли портал и когда - неизвестно. Интересно, если бы он был запущен, смог бы тогда Собянин в телевизор сказать о 73% доступности, а Петросян о 76%? Сколько бы реально доступных объектов показала бы нам система?

Комина Юлия

Источник: komina911.livejournal.com

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ