Архив:

Обычные школы для необычных детей

Ежегодно повторяющийся первосентябрьский сценарий – банты, цветы, колокольчик в руках первоклассницы – не теряет своей трогательности и значимости. В этом году в Иркутской области за парты сели 238 тыс. учеников, 29 тыс. из них – первый раз. И с каждым годом увеличивается число детей-инвалидов, идущих на занятия в общеобразовательные школы.

Это результат внедрения так называемого инклюзивного обучения – совместного со здоровыми детьми.

Как нас примет школа?

Иркутское отделение Международной общественной организации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата «Литопс» накануне Дня знаний приготовило своим семи первоклассникам подарок. Детей с родителями пригласили в Дом культуры «Восток», где их ждали конкурсы, концерт и чаепитие. Но, несмотря на приподнятое настроение, участники праздника не могли скрыть волнения. Как приживутся дети с ДЦП в обычной школе?

В Доме культуры ребятишки веселые и раскованные, они прекрасно себя чувствуют в знакомой обстановке. Не смущаясь, участвуют в конкурсах, с удовольствием отвечают на вопросы ведущих. Сохранят ли они свою непосредственность, начав учится в общеобразовательной школе? Не обидят ли их здоровые сверстники?

Марина Власенко рассказывает, что записала сына в начальную школу поселка Мегет Ангарского района.

– Витя очень просил отдать его в обычную школу, для него общение с другими детьми – как глоток свежего воздуха, – говорит она. – Мальчик знает буквы, мечтает научиться писать и читать. Витю будет учить Марина Кривоногова, мы с ней недавно познакомились, она настроена очень позитивно. Детей должен развозить школьный автобус. Он будет около дома останавливаться и забирать сына, а после занятий привозить обратно.

Собирать Витю в школу Марине помог старший сын. После гибели отца он взял на себя обязанности по содержанию семьи. Марина из-за болезни младшего не может выйти на работу.

Надежда Михраби также отправляет сына Рому в обычный первый класс не без волнения:

– Рома идет в иркутскую школу N 23. Сам настоял, не хочет быть на домашнем обучении. Едва ему исполнилось шесть лет, заставил нас записать его в первый класс. Тестирование прошли успешно.

Рома Михраби родился абсолютно здоровым ребенком. Семья, где уже подрастала пятилетняя дочь Рита, с нетерпением ждала сына.

– В год и десять месяцев нам поставили диагноз ДЦП, – рассказывает Надежда – Это был настоящий удар. Сын за короткое время превратился просто в живую куклу. Он не мог сидеть, ходить, двигать ручками и ножками. Просто следил за нами огромными карими глазенками, как будто умолял: спасите!

Сейчас Роман – большой весельчак. И фантазер. Придумал целую оранжевую страну, где все – птицы, звери, теплый песок и даже деревья – ярко-оранжевого, солнечного цвета. По словам мамы, мальчик необычайно одаренный. В четыре года научился читать и считать. Любит рисовать и лепить. Мечтает играть на пианино и гитаре. Вот только пальчики пока еще плохо слушаются.

– Думаю, со временем мы со всеми трудностями справимся, – говорит Надежда. – В первом «г» классе, куда записали Ромашку, 26 человек. Сын ждет не дождется, когда начнутся занятия. Волнуется, конечно, – как его встретят одноклассники?

– Я обязательно буду учиться только на пятерки, – обещает Рома. – Хочу сидеть за первой партой, чтобы хорошо запоминать все, что говорит учительница.

Пять минут – слишком мало для постановки диагноза

А вот сына Татьяны Крутиковой Даниила записали в первый класс специализированной коррекционной школы.

– Нам очень хотелось, чтобы Даня пошел в обычную школу, но сын на тестировании отказался отвечать на вопросы, – поясняет она. – Он боится чужих людей, плохо входит в контакт, долго привыкает к новой обстановке.

Произошло это, по мнению Татьяны, из-за того, что воспитывался мальчик исключительно дома. В единственном специализированном детском саду Иркутска ему не нашлось места.

– Когда в школе проходили тестирование, нам в карточку хотели написать, что у ребенка аутизм, – продолжает Татьяна. – Только после того, как он прочитал текст, диагноз сняли. Я считаю, что принимать решение о записи в школу ребенка с ДЦП должны специальные комиссии, в которых бы дети проходили полное обследование. Необходимо привлекать педагогов и врачей. За пять минут, в течение которых проводилось наше тестирование, нереально ребенка с ДЦП оценить объективно.

С такими проблемами, по словам всех присутствующих родителей, они сталкиваются постоянно. Нет специализированных детских садов. Мамы вынуждены сидеть с детьми дома и не работать. Много проблем со школами. В Иркутской области только одна специализированная школа-интернат для детей с ДЦП, но из-за переполненности прием в первый класс там не ведется третий год.

– Во всем мире дети с ограниченными возможностями ходят со своими сверстниками в обычные детсады и школы. Но у нас дети-инвалиды и их родители зачастую остаются со своей бедой один на один. У наших детей и так много проблем со здоровьем, а тут еще дополнительные стрессы, – горько вздыхает Татьяна.

Специальный учебный год

Специализированная школа-интернат N 20 для детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата нынешний учебный год будет работать без первого и второго классов. Сейчас здесь обучается вместо положенных 90 учеников 125.

– Наша школа существует с 1962 года, – рассказывает директор Василий Яковин. – Дети учатся десять лет и получают аттестат о среднем образовании. В основном это иркутяне, с области у нас не более 30 учеников. В обязательном порядке берем детей-сирот, их сегодня 21 человек.

Ученики занимаются по двум программам: для учеников с нормальным интеллектом и с умственной отсталостью. Рядом с небольшими классами, на семь-десять мест, находятся спальни. В школе-интернате есть физио- и массажный кабинет, зал ЛФК. В классах специальные регулируемые парты, выдаются подстопники для фиксирования ног – мечта всех детей с ДЦП.

В нынешнем учебном году в Иркутской области стартует проект дистанционного обучения детей-инвалидов. В нем участвуют 50 учеников с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом из Иркутска и Иркутского района. В 2008–2009 учебном году в школах региона обучались 2 тыс. 570 детей-инвалидов, из них 900 – с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основная проблема, по мнению директора, – нехватка площадей. По нормам, на одного ребенка-инвалида положено 6 кв. м, а в школе-интернате сегодня – только три «квадрата». Согласно разработанному совместно с министерством образования Иркутской области плану по реструктуризации школы, в 2010–2011 учебном году число учащихся будет доведено до плановых 90 человек. Однако в следующем году «двадцатка» все же объявит набор в первый класс. Пусть небольшой – не более десяти человек.

– Коррекционные школы нужны для тяжелых деток, – убежден Василий Яковин. – Дети с сохранным интеллектом должны учиться в обычной школе. Ведь тогда у них не будет коррекционной жизни, у них будет обычная жизнь.

Интеграцию детей-инвалидов в учебный процесс обычной массовой школы называют инклюзивным образованием.

– Если бы многие из сегодняшних детей-инвалидов учились в массовой школе, они бы ничем не уступали по своему развитию здоровым сверстникам, – уверен министр образования Иркутской области Виктор Басюк. – О проблемах детей-инвалидов мы не задумываемся, пока жизнь не ставит нас перед фактом их существования. Сегодня в Иркутской области более 2 тысяч детей-инвалидов обучается в обычных школах. От того, насколько наши школы окажутся приспособленными к их обучению, а преподаватели и ученики – готовыми их принять, можно будет судить о развитии нашего общества.

Анна Виговская

Источник: og-irk.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ