Архив:

Опека под отчет

Мать инвалида обязана теперь вести сложную бухгалтерию по уходу за собственным сыном

- Моему сыну 28 лет, он инвалид детства 1 группы (детский церебральный паралич). Сын признан недееспособным, так как не может поставить подпись о получении пенсии, полностью физически зависим от окружающих, нуждается в постоянном постороннем уходе.

В связи с новыми требованиями Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.08 я должна ежегодно составлять отчет опекуна, отчитываться о выплаченной на него пенсионной выплате, прикладывая товарные чеки.

Как я должна делить приобретаемые ежедневно продукты, например мясо? Как можно выделить сыну часть купленных на семью холодильника, телевизора, стиральной машины? Выписывать товарный чек в аптеке, на рынке, в магазинах? Это бред! Когда мне детьми заниматься и семьей, если я ежедневно буду собирать товарные чеки и делить на всех, кому какая доля? Я работаю, есть еще младший сын, ему тоже нужно внимание. Этот закон ничего не дает больному сыну, кроме лишних проблем для меня.

Нигде в Интернете не нашла текст комментария к закону, только в печатном виде можно приобрести комментарий Крашенинникова. Почему бы на сайте Государственной Думы не выложить комментарий для всеобщего обозрения?

Резникова Ирина Александровна, г. Новоалтайск, Алтайский край

- Разделяю ваше негодование, вызванное требованием нового ФЗ "Об опеке и попечительстве" о представлении опекунского отчета. Это требование не только значительно усложняет опекуну осуществление своей главной задачи по оказанию помощи подопечному и защите его прав и интересов, но способно свести на нет желание граждан оформлять опекунство.

- Тогда для чего такое требование установлено?

- Обязанность опекуна представлять ежегодный отчет установлена в целях усиления его ответственности. Согласно п.1 ст. 25 ФЗ опекун обязан ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не предусмотрен договором об опеке, представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и управлении его имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иных платежных документов). Совершенно очевидно, что необходимость сосредоточения внимания на сборе товарных чеков, квитанций и проч., обусловленная задачей контроля, мягко говоря, отвлекает опекуна от главного - создания условий для проживания недееспособного лица в семье и защиты его прав и интересов.

В соответствии с п. 2 той же статьи отчет опекуна должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. Кроме того, в отчете опекуна также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат на нужды подопечного.

Получается, что соблюдение перечисленных требований неоправданно тяжелым бременем ложится на опекуна, которому помимо повседневных забот о подопечном необходимо в первую очередь думать о том, как подтвердить каждую потраченную на подопечного копейку.

- Неужели законом не предусмотрены хоть какие-то исключения для семей, воспитывающих ребенка-инвалида?

- К сожалению, нет. Для таких случаев, как ваш, когда опека установлена для защиты прав и интересов не постороннего вам человека, по состоянию здоровья нуждающегося в помощи и защите, а в отношении собственного сына, который с рождения является членом вашей семьи, никаких исключений не предусмотрено. И это, по нашему мнению, серьезный просчет законодателя.

Устанавливая контрольные функции органов опеки и попечительства за действиями опекунов по распоряжению имуществом подопечных, в законе следовало сделать различие между посторонним подопечному лицом, назначенным его опекуном, и родителем, оформившим опеку над недееспособным ребенком.

17 сентября нынешнего года в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему "Практика применения ФЗ "Об опеке и попечительстве": год со дня вступления в силу", на которых высказывались критические замечания в связи с применением отдельных положений этого закона, в том числе статьи 25. Поспособствуют ли эти замечания внесению изменений в Федеральный закон, и в частности в ст. 25, покажет время.

Любовь Максимович, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

Источник: rg.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ