Архив:

Реабилитация с помощью музыкальной терапии

Как свидетельствуют результаты нового исследования доктора Керем из университета Хайфы, музыкальная терапия может помочь в процессе становления речи у детей раннего возраста, у которых проведена кохлеарная имплантация.

Исследование было проведено в Израиле в процессе подготовки докторской диссертации в университете Ольборга в Дании (под руководством профессора Тони Виграма и представлена на конференции «Мозг, терапия и реабилитация» в университете Хайфы.

Некоторые дети, которые рождаются с ослабленным слухом и в силу различных причин не может пользоваться слуховыми аппаратами, скорее всего, в 90% случаев удачно проходят процесс восстановлния слуха при помощи кохлеарной имплантации. После операции, однако, ребенок, который никогда не слышал раньше проходит длительный процесс реабилитации, прежде чем он сможет начать говорить.

В настоящем исследовании доктор Керем рассмотрел процесс реабилитации с точки зрения сроков и качества восстановления слуха и становления речи и доказал, что музыкальная терапия оказывает эффективное влияние на потенциальное развитие малышей 2-3 лет, которые прошли кохлеарную имплантацию, особенно в плане улучшения спонтанного общения.

«Музыка включает в себя различные элементы, которые также являются компонентами языка и, следовательно, как невербальные формы общения подходит для установки контакта с этими детьми, когда они еще не в состоянии пользоваться речью. Коммуникативные взаимодействия, особенно по инициативе малышей, имеют решающее значение в развитии нормального общения, так как они являются предпосылками для разработки и приобретения речи», – поясняет доктор Керем. Она также добавляет, что малыши, которые проходят реабилитацию, находятся под давлением множества факторов из их окружения, – особенно родителей, – в плане того, чтобы начать говорить и иногда это давление приводит к тому, что они становятся замкнутыми. Таким образом, музыкальная терапия становится фактором укрепления невербального общения этих детей и тем самым уменьшает давление на их словесное общение и реагирование.

В исследовании приводятся описания шестнадцати случаев наблюдения за детьми после кохлеарной имплантации. У восьми из них использовалась музыкальная терапия – игры с ударными инструментами, вокальные упражнения и просто прослушивание несложных музыкальных композиций; остальные участники исследования проходили реабилитацию без использования музыкальной терапии

Каждое из исследований фиксировалось на видеопленку, а затем подвергалось тщательному анализу. Результаты показали, что в ходе этих сессий, когда был реализован принцип музыкальной терапии, спонтанное сообщение было заметно более частыми и продолжительным. Полученные результаты являются подтверждением того, что воздействие музыки должно быть постепенным, с накоплением музыкального опыта, который включает ознакомление с основными музыкальными параметрами, такими, как интенсивность и ритм.

«Музыка может служить мостом между миром тишины, ребенок с ее помощью познает новый мир звуков, с которым он сталкивается после операции. Важно также, что родители и персонал узнают лучший способ для приобщения этих детей к музыке, которая используется для общения и улучшения коммуникации в игровой форме в большей степени, чем стандартные методы реабилитации. Музыкальная терапия постепенно проникают в сферу реабилитации, но по-прежнему предстоит провести достаточно большой объем работы для повышения информированности в этой важной области реабилитации», – объясняет доктор Керем.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ