Архив:

Автомобиль для незрячих

Исследователи из Virginia Tech в партнерстве с Национальной федерацией незрячих США (National Federation of the Blind, NFB) объявили о предстоящей демонстрации прототипа транспортного средства, оснащенного оборудованием с использованием новой технологии, которая позволяет незрячему человеку самостоятельно управлять автомобилем.

Демонстрацию пользовательского прототипа Ford Escape Sport Utility Vehicle, для управления которым использована технология без визуального интерфейса, планируется провести перед началом гонок на Rolex Daytona - 2011 с 24 по 29 января 2011 года. Незрячий человек, кандидатура которого пока еще не определена, проведет демонстрацию управления этим прототипом на знаменитой гоночной трассе Daytona International Speedway, при этом будут смоделированы типичные для обычного водителя ситуации на дороге.

«Три года назад мы приняли приглашение NFB участвовать в проекте Blind Driver Challenge, целью которого является разработка автомобиля, которым смог бы управлять полностью незрячий человек. Наша задача заключалась не в разработке автономного транспортного средства, которое передвигалось бы по заданному маршруту, а в создания невизуальных интерфейсов, которые позволят незрячему человеку самостоятельно управлять автомобилем в реальных ситуациях и на обычных дорогах», - говорит доктор Деннис Хонг, директор лаборатории механики и робототехники Технологического университета Вирджинии.

Доктор Марк Маурер, президент Балтиморского отделения NFB, дал положительную оценку этому проекту и заявив, что предстоящая демонстрация на Daytona International Speedway сможет «... разрушить стену стереотипов и заблуждений, которые мешают нашей полной интеграции в общество, показывая публике, что незрячие люди имеют такие же возможности, как и все другие». «Virginia Tech приняла наш вызов, чтобы применить невизуальный интерфейс для решения задач по вождению автомобиля, которые всегда считались абсолютно неразрешимыми для незрячих людей», - сказал доктор Маурер.

В невизуальных интерфейсах для управления транспортным средством используются датчики, которые позволяют незрячему водителю управлять автомобилем на основе звуковой и тактильной информации, передаваемой водителю и заключающейся в определении положения на дороге, наличии или отсутствии других автомобилей и различных объектов, о рельефе местности и изменении направления трассы и т.п. В общем, всей той информации, которая обычным водителем используется для управления автомобилем, однако визуальные образы будут заменены тактильными.

Не только обычные люди, но даже многие из незрячих людей считают идею управления автомобилем человеком, лишенным зрения, фантастической, но ученые надеются, что в скором времени смогут доказать обратное. «Мы сейчас считаем привычными вещи, которые еще недавно считались невозможными», - сказал доктор Маурер в интервью Associated Press, - «но мы исходим из того, что слепота в конце концов перестанет быть препятствием для полноценной интеграции незрячих людей в общество».

NFB объявила о своих планах по демонстрации прототипа автомобиля для незрячих во время пресс-конференции в пятницу, 2 июля, в Дайтона-Бич, штат Флорида. Доктор Маурер впервые стал думать о создании такого автомобиля около 10 лет назад, когда он основал научно-исследовательский институт в NFB. «Некоторые люди думали, что я сошел с ума и говорили мне о том, что я пытаюсь собрать деньги на финансирование заведомо неосуществимого проекта, однако многие поддержали мою идею», - говорит он, - «кто-то отнесся к этой идее с недоверием, кто-то вообще заявил, что данный проект даже теоретически невозможно осуществить, но нам удалось доказать обратное».

Идея создания автомобиля для незрячих людей возникла у специалистов компании в 2007 году, когда Virginia Tech принимала участие в DARPA Grand Challenge, конкурсе, финансируемом министерством обороны США для разработки систем управления транспортными средствами. Virginia Tech тогда заняла третье место в конкурсе, построив автомобиль, для управления которым использовались датчики для обнаружения движения и предупреждения столкновений с другими транспортными средствами и другими объектами. Вслед за этим успехом, команда специалистов компании ответила на вызов NFB, чтобы помочь построить машину, которая может управляться незрячим человеком.

Исследователи начали с проведения технико-экономического обоснования использования багги, оснащенного лазерными датчиками и видеокамерами, которые действуют как «глаза» транспортного средства. Вибрационный жилет, передавая водителю информацию с датчиков в виде тактильных сигналов, инструктирует его в отношении необходимого направления движения, скоростного режима и других автомобилях и объектах, находящихся в данный момент на дороге. Под впечатлением от предварительных результатов, NFB призвал команду разработчиков продолжать свою работу, результаты которой и будут демонстрироваться в январе следующего года в Дайтоне.

Один из невизуальных интерфейсов, который будет установлен на серийный Ford Escape, называется DriveGrip, в нем используются перчатки с вибрационными устройствами в местах, где они охватывают пальцев водителя. Вибрации информируют водителя, когда и где необходимо совершать повороты.

Другой интерфейс, известный как AirPix - это диск, размером около 4 на 5 дюймов с несколькими отверстиями для сжатого воздуха. Сжатый воздух, подаваемый из устройства, воздействует на тактильные рецепторы кожи и информирует водителя о ситуции на дороге и ее окрестностях, эффективно создавая карту объектов в непосредственной близости от автомобиля. AirPix также подсказывает водителю о приближении другого транспортного средства по соседней полосе или наличии каких-либо препятствий на дороге.

Профессор Хонг, один из сотрудников Virginia Tech, который руководил исследованием, говорит, что разработанные компанией невизуальные интерфейсы не только дадут возможность незрячим водителям управлять автомобилем, но и сделают гораздо более безопасным вождение обычных автомобилей обычными водителями. По его словам, исследователи надеются, что когда-нибудь эти разработки станут полезными и при разработке новых технологий для других потребительских товаров.

Юристы говорят, что необходимо некоторое время, чтобы идея управления автомобилем незрячим человеком получила широкое признание, а также несколько лет испытаний для подтверждения эффективности и безопасности новых технологий.

Однако, по словам многих незрячих американцев, создание этого прототипа является не только прорывом в технологическом плане, этот проект имеет огромное социальное значение, это важная миссия для изменения отношения к незрячим людям со стороны окружающих.

Марк Риккобоно, исполнительный директор Института Джернигана NFB, говорит, что когда люди видят его с его 3-летним сыном, они думают, что его сын водит своего отца. «Представление о том, что 3-летний ребенок заботится обо мне, вытекает из того, что они думают о слепоте», - сказал Марк Риккобоно в интервью Associated Press, - «это будет меняться, когда люди увидят, что мы можем делать то, что они считали невозможным».

Использована информация redOrbit и BBC News