Архив:

Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны

Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Главным и важным аспектом инклюзивного образования является исключение всяческой дискриминации людей с определенными потребностями. Такое образование должно создавать особые условия, например, для детей, имеющих особые образовательные условия.

На самом деле, вопросы инклюзивного образования - актуальнейшая тема для нашей страны. На данный момент в этой сфере есть множество нерешенных проблем и трудностей, которые нам еще предстоит преодолевать.

Уже давно известно, что часть детей, обучающихся в общеобразовательных школах и имеющих индивидуальные образовательные потребности, как бы остается в стороне, выбывает, самоисключается из учебного процесса, т.к. не может получить знания доступными для них способами и методами. Тут можно привести пример с инвалидами, которые в силу определенных физических утрат не могут полноценно обучаться вместе со своими сверстниками.

В настоящее время школы, к сожалению, в большинстве своем не способны организовать полноценное обучение таких детей. Их родители вынуждены искать специализированные учебные заведения. Как результат, после обучения в таком учреждении ребенок не может не чувствовать себя «не таким, как все», что отрицательно влияет на его психику. А этого нельзя допускать.

Каким же образом следует внедрять концепцию инклюзивного образования в наших школах и вузах? Начинать надо с усиления акцентов социальной политики, экономических решений относительно системы образования в целом. Необходимо изучить не только уже имеющийся российский опыт инклюзивного образования, но и зарубежный. Выявив все сложности подобного подхода, требуется организовывать «пилотные» учебные заведения, где под наблюдением специалистов будет создана необходимая среда для детей-инвалидов, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя неотъемлемой частью коллектива. Ну а после наработки достаточного опыта систему следует распространить и повсеместно внедрять.

Сложностей в этом немало. Первые вопросы, которые возникают, - где взять нужных специалистов, как вести контроль за образовательным процессом? Но трудности не должны нас пугать. Необходимо понимать, что смысла в точечном создании отдельных учебных заведений нет, это сводит весь замысел инклюзии к нулю. Обучение детей с особыми потребностями должно происходить в равных условиях с их рядовыми сверстниками.

Еще одним немаловажным фактором является изгнание из общественного сознания образа «неполноценного человека». Мы и наши дети должны воспринимать любых инвалидов как равных себе. Инвалид не должен ловить на себе сочувственные, недоуменные или брезгливые взгляды прохожих. Это неправильно, несправедливо, унизительно. Наверное, именно с этого и следует начинать внедрение инклюзивного образования в России. Обществу необходимо прививать понимание того, что все люди одинаковы, что проблемы инвалидов - это проблемы всех нас.

Ушедший 2009 год был объявлен Годом равных возможностей. Это говорит о том, что данная проблема признана на государственном уровне. И, следовательно, именно нам, «Молодой Гвардии», требуется приложить усилия для ее решения. Политическая организация должна быть первой и в социальной сфере!

Поиск, подготовка специалистов, изучение нормативно-правовых актов, проблем - это далеко не полный список того, чем могла бы заняться МГЕР для развития инклюзивного образования в России. «ДоступнаЯ среда» - уже показавший и давший хорошие результаты проект в рамках федеральной молодогвардейской программы «Я - доброволец». Внедрение концепции инклюзивного образования стало бы органичным продолжением работы по созданию доступной среды для инвалидов. «Молодая Гвардия» должна помочь унифицировать образование, где огромный опыт уже имеющихся специальных образовательных учреждений перерастет в системную, интегрированную программу для всего образования в целом. Кроме того, МГЕР может стать необходимым связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса, а именно между департаментами и управлениями Минобразования, высшими учебными заведениями, дошкольными, общеобразовательными и коррекционными (специальными) учреждениями.

Владимир Свободин

Источник: molgvardia.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ