Архив:

Пандус есть. Проезда нет

В Ставропольской городской организации Всероссийского общества инвалидов прошел «круглый стол» на тему «Доступная среда для инвалидов». Один из участников круглого стола рассказал шокирующий эпизод из своей практики. В геронтологическом центре Ставрополя умиравшая женщина просила убить ее ребенка-инвалида, объясняя ошарашенным врачам: жить в городе в одиночестве ее сын - взрослый разумный мужчина - не сможет. Потому что город для него недоступен...

Что такое доступная среда? Это когда человек в инвалидной коляске не оказывается в изоляции из-за сломанного в подъезде лифта. Когда он выходит за продуктами, лекарствами, книгами и не останавливается перед единственной ступенькой у входа в аптеку как перед непреодолимым препятствием. Когда он ездит на городском автобусе в гости к друзьям, учится в институте, берет книжки в краевой библиотеке, празднует свадьбу в кафе, провожает детей в школу... Когда его мама не думает, что сын должен умереть вместе с ней, потому что жить один он не сумеет. Из-за отношения общества и отсутствия условий.

Пандусы для экстрима

В Ставропольском крае проживает более 40 тысяч людей с ограниченными возможностями, 526 из них передвигаются на инвалидных колясках. Почему же их не видно на улицах, в гастрономах, общественном транспорте? Не хотят выходить из дома? Или просто не могут?

На «круглом столе» чиновники отчитывались: за последние годы в Ставрополе сделано немало для создания безбарьерной среды - в 2008 г. из 196 новых зданий 149 адаптированы для людей с инвалидностью; всего в городе более 700 таких объектов. Руководители некоммерческих организаций соглашались: действительно, краевой центр по уровню доступности обгоняет многие российские города. Но тут же добавляли: «Все же это не аргумент - люди ведь все равно не могут жить», - и задавали вопросы:

- Для кого в городе устанавливают пандусы с углом наклона 50 градусов? Формально они есть, но пользоваться ими опасаются даже тинейджеры на скейтах, не говоря уже о людях, передвигающихся на колясках...

- Зачем у входа в Управление труда и социальной защиты установлен пандус, если, едва войдя в здание, человек натыкается на 4 ступеньки, а значит все - дальше двигаться он не может?

- Почему в краеведческий музей людей на колясках мы вынуждены заносить на руках?

Участники «круглого стола» предложили составить перечень зданий, которые в первую очередь нуждаются в приспособлении для инвалидов. В списке значатся Пенсионный фонд, Белый дом, здание администрации города, Сбербанк, магазины, аптеки...

Опыт решения подобных проблем у общественных организаций есть. Так, перед Новым годом на собрании в администрации обсуждался вопрос, как сделать доступной для маломобильных горожан библиотеку им. М.Ю. Лермонтова. Сегодня проблема решена: в пристроенном к библиотеке книгохранилище установлен пандус, в здании оборудован специальный кабинет для людей с инвалидностью.

Зона риска

Руководитель городского отделения общества слепых Алексей Ледовской рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются в городе люди с ограничениями по зрению. Это открытые люки, разрытые траншеи и остановки общественного транспорта, на которых, как грибы, вырастают торговые павильоны. Подъездных путей к ларькам хозяева не предусматривают, и фуры с товаром заезжают прямо на остановки, превращая их в зоны повышенного риска и загораживая пассажирам дорогу к транспорту.
«Для незрячих людей то, что творится вокруг остановок, - самый больной вопрос - говорит Алексей Ледовской. - Водители здесь работают как в цирке: останавливают машины в два-три ряда - там, где позволяет место. Человек с ослабленным зрением даже не понимает, что подъехал транспорт. Нередко возникают ситуации не просто стрессовые, а опасные для жизни. Недавно с одним из членов нашего общества приключилась очень неприятная история. Представьте: незрячий человек выходит из троллейбуса, ощупывает тростью пространство и понимает, что перед ним остановилась маршрутка. Обе машины - такси и троллейбус - одновременно трогаются с места. Тогда одно неосторожное движение напуганного человека могло обернуться трагедией...»

Два пассажира

Одним из важных шагов по созданию безбарьерной среды в Ставрополе стало приобретение администрацией города 50 автобусов, адаптированных для перевозки людей с инвалидностью. Но почему-то пользоваться новенькими автобусами люди, передвигающиеся на колясках, не спешат.

Причин тому несколько: не оборудованы плавными съездами остановки, не определены графики движения автобусов, не обучен работе с инвалидами обслуживающий персонал.

Кроме того, в автобусах трапы откидываются не автоматически, а механически, то есть водитель должен поставить машину на тормоза, выйти из кабины, откинуть пандус, если салон заполнен, разогнать людей. Требовать от водителя, чтобы он повторял эту процедуру на каждой остановке, просто не имеет смысла.

Начальник транспортного отдела администрации города Валерий Горяйнов признается: «Пока обеспечить вседоступность транспорта невозможно. Но двигаться в этом направлении мы, безусловно, должны. Автобусы мы приобрели, следующим нашим шагом должно стать выявление социально значимых маршрутов.

Необходимо определить перечень остановок, на которых будут обслуживаться люди с инвалидностью, оборудовать эти остановки пандусами и телефонами, по которым человек может связаться с диспетчерской службой и узнать время прибытия автобуса.

Сегодня такая услуга уже доступна нашим клиентам: человек может позвонить по номерам (8652) 28-41-44, 23-50-28, узнать у диспетчера маршрут и время следования транспорта. Диспетчер свяжется с водителем, чтобы он был готов обслужить пассажира. Мне известно два случая, когда люди, передвигающиеся на коляске, пользовались нашими автобусами. Два пассажира, конечно, очень мало. Но это уже начало...»

Участники «круглого стола» пришли к выводу: сотрудничество органов власти и некоммерческих организаций инвалидов должно строиться на принципах социального партнерства. Только так возможно создать условия для независимой жизни людей с инвалидностью.

Фатима Магулаева

Источник: opengaz.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ